Давайте будем откровенны. Министры иностранных дел Армении и Азербайджана Зограб Мнацаканян и Эльмар Мамедъяров давно так долго не беседовали, как в последний раз — двухдневная встреча в Женеве продлилась больше десяти часов.
Правда, представители двух стран проводили и более продолжительные встречи. Лет двадцать назад в Ки-Уэсте Роберт Кочарян и Гейдар Алиев вели переговоры несколько дней подряд. Но такие долгие встречи проходили только на уровне президентов.
Не знаю, заметили ли вы, какие странные и противоречивые формулировки появились в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ после двухдневных переговоров глав МИД Армении и Азербайджана. С одной стороны, говорится, что нужно готовить народы к миру, с другой – подчеркивается необходимость хранить секретность переговоров.
Скажите на милость, если я не знаю, о чем договорились министры иностранных дел, как мне готовиться к миру?! Я же должен точно знать, какую цену нужно заплатить за этот мир, каким именно он будет и, в конце концов, кто и как этот мир будет обеспечивать.
Любопытно, если я сейчас официально заявлю, что готов к миру, мне хотя бы после этого скажут, каким будет этот мир, к которому я готов. Очень сомневаюсь.
Совсем иная ситуация царит на Ближнем Востоке. На этой неделе президент США Дональд Трамп опубликовал программу урегулирования израильско-палестинского конфликта, в которой на 180 страницах подробно описывается предстоящий мир. Речь в первую очередь идет о демилитаризации этой зоны. То есть, арабы отказываются от вооруженной борьбы и выводят оружие и военизированные формирования с приграничных территорий. Кстати, границы, по мнению Трампа, тоже можно пересмотреть.
Мир в данном случае означает и технологический процесс: израильцы обязуются всячески поддерживать палестинцев, чтобы на их территориях появились современные IT-центры, что-то вроде Силиконовой долины.
Для палестинцев, это, кончено, звучит заманчиво. Тем более, что упоминается конкретная цифра: в течение ближайших десяти лет на развитие Палестины будет выделена кругленькая сумма – 50 миллиардов долларов.
Что же требуется от палестинцев? Во-первых, они должны официально признать государство Израиль. Израиль, в свою очередь, должен признать Палестину как независимое государство. Палестинцы должны отказаться от антиизраильской пропаганды и требования вернуть беженцев. Они также должны признать, что Иерусалим – официальная столица Израиля. Взамен на это Израиль должен согласиться, что Восточный Иерусалим — столица Палестины.
Для Израиля все требования, кажется, вполне приемлемы. Остается выяснить, насколько программа Трампа приемлема для палестинцев. Здесь уже возникают сложности.
Глава Палестины Махмуд Аббас и его соратники, может, и одобрили бы эту программу, но они прекрасно знают, что в этом случае окажутся под прицелом радикальных группировок. В прямом смысле этого слова – их могут просто физически уничтожить.
Да, трудно сказать, насколько программу Трампа вообще можно реализовать, но она хотя бы обнародована, ее можно обсудить на уровне простых граждан. В нашем случае все настолько неопределенно, что даже нечего обсуждать.
Остается только строить догадки, о чем же последние два дня так долго переговаривались главы МИД Армении и Азербайджана. И гадать, каким же будет мир, к которому мы должны быть готовы.