Основными акторами в ситуациях вокруг Сирии и Ливии являются, как известно, одни и те же страны. И Турция, почему-то стремящаяся взять на себя всю тяжесть ответственности за события в Ливии, непосредственно причастна еще и к событиям в сирийской провинции Идлиб.
Откуда у идлибских отморозков штатное натовское оружие?
Почему-то мимо внимания мирового сообщества промелькнуло заявление российского Генштаба о том, что в руках у террористических группировок, сконцентрировавшихся в Идлибе, в последнее время все чаще встречается натовское вооружение. Ведь одно дело, когда бандформирования закидывают позиции сирийских кадровых частей, расположенных по периметру идлибской провинции, газовыми баллонами, заряженными тротилом, с совсем другое, когда в руках у джихадистов оказывается современное высокотехнологичное оружие.
А сейчас они в стычках с регулярными армейскими подразделениями Сирии используют штатное натовское вооружение и боеприпасы. Об этом на днях официально заявили представители российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии.
Именно этим и объяснил резкое обострение оперативной ситуации в Идлибе руководитель Центра генерал-майор Юрий Боренков. Частота обстрелов населенных пунктов и нападения на позиции кадровых сирийских частей в последние дни увеличилась в разы, утверждает генерал. Такого не было с весны прошлого года. Чем объяснить эту тенденцию, представители Центра по примирению сторон в САР не берутся.
Однако если исходить из элементарнейшей логики, то напрашивается всего лишь два варианта. Первое – натовским оружием террористов снабжают представители так называемой "умеренной оппозиции", которым это оружие предоставляют американцы. Второе – боевикам поставляет оружие Турция, член Североатлантического альянса.
Если учесть, что сейчас у Анкары значительно увеличились контакты с бандформированиями, окопавшимися в идлибской провинции, то второе предположение ближе к истине. Ведь уже известно, что для переброски в Ливию турецкое правительство формирует боевые отряды именно на основе того отребья, которое обосновалось в захваченной провинции.
Раньше речь шла о том, что Анкара перебросила для защиты Триполи уже порядка двух с половиной тысяч штыков. Однако сейчас, после берлинского саммита, где президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана "прижали", запретив перебрасывать в Ливию кадровые турецкие части, можно предположить, что турки попытаются увеличить число нелегально переброшенных боевых формирований.
Для террористов-боевиков эра кустарных "балонометов" закончилась
Информация, поступающая с африканского континента, подтверждает первоначальное предположение. Недавно ливийской информационный портал "Афригейтньюс" опубликовал материал, в котором приводит конкретные цифры. В Африне и в других сирийских населенных пунктах, находящихся под контролем Анкары, идет активная работа по вербовке боевиков, которых будут забрасывать в ливийскую столицу — для защиты от осадивших Триполи сил Ливийской национальной армии под командованием Халифы Хафтара. Завербовано свыше 4500 джихадистов. Из них 2600 уже прибыли на африканский континент. Более того, прибывшие отряды с ходу бросаются в бой. Уже известно как минимум о двадцати восьми погибших.
Остальные дожидаются своей очереди на самолет – путь ведь неблизкий, порядка двух тысяч километров над морем – в тренировочных лагерях, которых в том же Африне есть несколько штук. Ливийский телеканал "Аль-Хадас" утверждает, что под Триполи уже воюют боевики из протурецких боевых формирований "Аль-Муатасим", "Султан Мурад", "Сулейман-шах", "Суккур аш-Шималь", "Фейлак аш-Шам", "Гамзат" и "Лива Самарканд".
Имеются также данные, согласно которым на первом этапе Анкара планирует перебросить в Ливию порядка шести тысяч боевиков, которые терпят поражение за поражением от кадровых сирийских частей, освобождающих Идлиб.
Думается, вопросы о том, откуда у отморозков, воюющих в идлибской провинции Сирии, появилось натовское штатное оружие и боеприпасы, теперь уж точно отпадают сами собой. Тем более что, по некоторым данным, та же Анкара платит уже завербованным боевикам-террористам порядка двух тысяч долларов в месяц.
Только на эти деньги джихадистов можно неплохо вооружить и укомплектовать не только стрелковым оружием и боеприпасами, но и кое-чем потяжелее. Скажем, артиллерией, минометами (любимое оружие боевиков), ракетными комплексами. Так что эра использования кустарных "балонометов" в идлибской зоне военного противостояния осталась далеко в прошлом.
В Идлибе Эрдоган использует политическую "дымовую завесу"
Если же отвлечься от армейских будней из жизни протурецких боевиков-джихадистов, окопавшихся в Идлибе, и сконцентрировать внимание на активизации Эрдогана на внешнеполитической арене, то вся информация получает логическое подтверждение. Ведь параллельно с большой военной операцией по переброске нескольких тысяч террористов на африканский континент, Анкара постепенно переходит и к агрессивным заявлениям в адрес Сирии, которая силами регулярной армии освобождает провинцию Идлиб.
Кроме того, турецкий лидер уже успел пожаловаться на своего сирийского коллегу Башара Асада во время берлинской встречи с российским президентом Владимиром Путиным. А еще обвинил ливийского военного лидера Хафтара в том, что тот придерживается военного пути решения конфликта в Ливии.
Активизация на внешнеполитических подмостках – это достаточно надежный способ отвлечь внимание от реального состояния дел. Эдакая "дымовая завеса", которой турки пытаются прикрыть свои "темные делишки". Анкара вопреки мнению мирового сообщества, высказанному во время ливийского саммита в Берлине, продолжает поставку боевиков и вооружения в эту страну.
Деятельность бандформирований в Идлибе именно об этом и свидетельствует в первую очередь. Равно как и заявления турецкой стороны, что операция по освобождению Идлиба якобы уже привела к гибели полутора тысяч человек и что у турецкой границы скопилось порядка полумиллиона беженцев.
Руководитель турецкого внешнеполитического ведомства Мевлют Чавушоглу уже в открытую шантажирует европейцев, у которых при упоминании беженцев и так возникает дрожь в руках.
"Если атаки на Идлиб не прекратятся, то счет переселенцам пойдет на миллионы, причем все эти люди будут находиться у границы с Турцией. Подобный поток мигрантов не выдержит ни Турция, ни страны Запада" - сказал Чавушоглу.
А для "полноты ощущений" добавил, что в его стране и так находится до четырех миллионов беженцев и что единственным выходом из положения является прекращение операции по освобождению Идлиба. В общем, типичная турецкая военно-политическая авантюра, заложниками которой стали миллионы жителей сирийской провинции Идлиб.