Анкара решилась-таки на военную авантюру на севере Африки – видимо не дают покоя лавры России, которая пять лет назад весьма успешно вписалась в сирийские разборки. Американцы же вдруг опомнились и поняли, что если вдруг их выкинут из региона, то это будет, как минимум. на ближайшее десятилетие.
Трамп не предупреждал, а в открытую угрожал
В сложившейся ситуации интересна позиция России. Внешнеполитическое ведомство этой страны пытается максимально дистанцироваться как от средиземноморских и северо-африканских страстей, так и от взрывоопасной ситуации, сложившейся в Ираке. На самом деле, у Москвы одна задача – как говорится, "день бы простоять, да ночь продержаться". В реальности визит в Турцию президента Путина должен многое в регионе разложить по полочкам.
В Кремле вовсе не хотят, чтобы церемония открытия газопровода "Турецкий поток" (которая назначена на 8 января) была омрачена какими бы то ни было эмоциональными всплесками у турецкого лидера, который и так известен своим непредсказуемым, импульсивным поведением.
Позиция Москвы диаметрально противоположна желаниям и действиям Вашингтона, который, в ближайшую неделю (до открытия Южного потока) сделает все возможное, чтобы омрачить церемонию. Обострение ситуации в Багдаде, где нападению подверглось для американцев святая святых – посольство, охраняемое лишь небольшой группой "коммандос" - идеальный фон для того, чтобы перевести иранский конфликт в горячую фазу.
"Это не предупреждение, это угроза", написал американский президент Трамп в своем Twitter. А на следующий день последовал ракетный удар по двум автомобилям, в которых в Багдаде передвигались генерал Сулеймани и лидер шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандис.
Убийство легендарного генерала иранского КСИР (корпус стражей исламской революции) Касеми Сулеймани действительно может стать точкой отчета горячей фазы ирано-американского противостояния. Во всяком случае, Тегеран уже предупредил своего военно-политического оппонента, что у него "на расстоянии вытянутой руки" находятся тридцать шесть американских военных баз.
Сейчас уже можно не сомневаться, под потенциальным ударом шиитских ракет находятся не только вооруженные силы Соединенных Штатов, но и их ближайший союзник Израиль. В Тель-Авиве, между прочим, опасность оценивают весьма трезво. Министр обороны Нафтали Беннет уже проводит совещание с участием всех силовых структур.
В Сирии люди Сулеймани сотрудничали с "коммандос"
На самом деле операция по ликвидации легендарного иранского генерала – знаковое событие. Это - та самая красная черта, о которой в последнее время говорили все, однако никому не верилось, что в ближайшее время одна из конфликтующих сторон на нее пойдет. Сейчас можно предположить, что либо у Пентагона, либо у ЦРУ были конкретные данные касательно целей прибытия в Багдад Касема Сулеймани.
И понравиться американцам эти данные не могли. Видимо складывающаяся в Ираке взрывоопасная ситуация очень беспокоила не только Вашингтон, но и Тель-Авив, если за пару дней до этого американские ВВС уже наносили удар по шиитскому военному лагерю, расположенному на сирийско-иракской границе.
Результатом атаки тогда стали порядка двадцати пяти убитыми и полусотни – ранеными, сообщал официальный Багдад. Уже тогда было понятно, что Тегеран обязательно ответит, поскольку иначе могло получиться, что иранцы не прикрывают своих подопечных – шиитские группировки. И приезд в Багдад Сулеймани должен был показать, что Иран вовсе не намерен оставлять процесс, протекающий в Ираке, на самотек.
Именно это беспокоило американцев, и именно из-за этой ситуации Вашингтон решился-таки пойти на ликвидацию легендарного генерала несмотря что тот, по большому счету, был официальным лицом, представителем правительственной структуры КСИР. Это даже не очередная ликвидация Аль-Багдади (который потом все равно оживает).
Более того, американцы дали добро на ликвидацию генерала, с людьми которого достаточно явно сотрудничали в самой Сирии. До определенного периода антитеррористические операции, проводимые американскими "коммандос" на сирийской территории, согласовывались именно с Сулеймани (это старались не афишировать, однако многие в регионе об этом знали).
И то, что Вашингтон дал отмашку на ракетный удар, свидетельствует об одном: американцы решили отныне не скрывать своих симпатий к уцелевшим в Сирии террористическим организациям. Развитие событий в провинции Идлиб, где на грани краха оказался последний оплот террористов – Джебхат ан-Нусра – привело к тому, что американцам приходится открыть свои последние козырные карты.
Вашингтон и Анкара договорились о взаимовыгодном размене
И получается, что полное уничтожение террористических формирований на сирийской территории отнюдь не входит в интересы Вашингтона. Соединенным Штатам нужно, чтобы сирийский филиал Аль-Каиды, пусть ослабевший, пусть лишенный, так сказать, "кормовой базы", продолжал воевать с кадровыми частями сирийской армии.
Это дает возможность американцам оправдывать свое присутствие на сирийской территории. Оправдывать помощь, оказываемую курдским сепаратистам. А в данной ситуации Вашингтону приходилось отвлекаться на иракские события и это давало возможность Дамаску беспрепятственно разобраться с террористическими группировками, окопавшимися на своей территории, в провинции Идлиб.
Так что, версия о договоренностях, которых достигли во время последней встречи в Лондоне Трамп и Эрдоган, обретает конкретику в том плане, что в Идлибе далеко не все еще определено и завершено. Более того, отнюдь не исключено, что активизация Турции на ливийском военно-политическом плацдарме опять-таки обусловлена скрытыми договоренностями, достигнутыми между Вашингтоном и Анкарой.
На сирийском треке у Анкары связаны руки договоренностями с Москвой и Тегераном, зато на ливийском направлении Эрдогану ничто не мешает (во всяком случае, пока). И в этом плане вполне вероятен размен, на который пошли американский и турецкий лидеры, каждый из которых, к тому же, имеет свой внутриполитический интерес.
Можно предположить, что сейчас, после нападения на американское посольство в Багдаде, ликвидация Сулеймани может укрепить позиции Трампа на внутриполитических подмостках. Равно как и решение о введении войск на ливийскую территорию добавит немало очков к рейтингу Эрдогана, у которого внутри страны все не так гладко, как хотелось бы. Вот и получается, что помогая друг другу, эти двое решают каждый свои задачи.
Вашингтон позволяет Анкаре укрепить свои позиции, стать самой влиятельной региональной силой в обмен на то, что Турция ослабляет свой натиск на левобережье Евфрата, но жестче борется за Идлиб и концентрирует свою военную мощь по ту сторону Средиземноморья - в Ливии.