Противоречия в самом Евросоюзе переходят все мыслимые границы. И если Германия, к примеру, успокоилась, осознав, что отстояла свои права по части проекта строительства газопровода "Северный поток – 2" , то Франция за свои преференции еще будет бороться.
Договорившись с Германией, США оставили "с носом" других союзников по НАТО
В Лондоне организован юбилейный саммит НАТО, но еще до его начала для всех стала очевидна нетерпимость европейцев к претензиям Соединенных Штатов на лидерство. Вашингтону придется сильно постараться, чтобы логично ответить на обвинения союзников. Ведь противоречия внутри блока все равно упираются в бизнес, торговлю и финансы.
Вот тут-то и наступает самый опасный разлом, который чреват для американцев утратой влияния на ближайшего союзника – Евросоюз. Ведь уступив одной из европейских стран, США изначально должны были понимать, что тем самым они рискуют попасть под шквал претензий со стороны всех остальных членов ЕС.
Затеяв с немцами игру, Трамп выиграл в главном – убедил Германию выплачивать те самые злосчастные 2% от ВВП в общий натовский котел, на которых так настаивал. А если на это идет самое богатое и продвинутое в плане экономики европейское государство, то остальным сам Бог велел молча согласиться на условия Вашингтона.
Другое дело, что немцы отыграли себе преференцию – российский газопровод "Северный поток – 2", который был нужен Германии, как воздух. Ведь немцы делают все возможное, чтобы втиснуть свою (самую развитую в Европе) промышленность в рамки нынешних экономических и экологических нормативов.
В Германии плотно взялись за сокращение ядерной энергетики, отказываются от выработки электричества, сжигая нефть, и переходят на газ. Немцы также отказываются от использования дизельных двигателей. Российский проект "Северный поток – 2" для них был, как манна небесная, поскольку иначе пришлось бы переходить на американский сжиженный газ, который на порядок дороже.
Тем самым, особо не афишируя, Вашингтон и Берлин в итоге договорились, как говорится, "баш на баш": 2% в общий натовский котел в обмен на российский газ. Не афишируя, поскольку пришлось отходить от идеи помочь Украине сохранить транзит российского газа в Европу.
Подоплека противостояния между США и Европой
Что касается Украины, то изначально полагаться на помощь Запада не следовало: капитализм не подразумевает финансовых уступок во имя идеологии. И терять миллиарды исключительно для того, чтобы помочь Киеву, Берлин изначально не планировал. Тем более, что за последние 4-5 лет Европа понесла серьезные убытки в промышленной и аграрной сферах из-за экономических санкций против России.
Причем инициатором этих санкций опять же выступал Вашингтон. Ну, традиция у американцев такая – помогать на геополитической арене тому, кто ему необходим на данном этапе, за счет других. На сей раз – за счет своих европейских союзников. В итоге в Европе подсчитали и прослезились.
Конечно же, стали обсуждать неудобную для американцев тему потери сотен миллиардов евро из-за антироссийских санкций, а также поднимать вопрос компенсации. Немцы этот раунд поединка выиграли. В скором времени, когда российский газ по дну Балтийского моря поступит в Германию, проблема обязательно поднимется на международной политической арене «в полный рост». Однако будет уже поздно.
В отличие от Германии, Франция, которая, собственно, оказалась в тех же условиях, никаких преференций себе «выбить» не смогла. А вот платить те же 2% от ВВП в общий бюджет НАТО все же придется. А как же иначе? Германия же уже согласилась. Сумма не то, чтобы неподъемная для французов, но все же солидная. И никакой компенсации…
Именно этим и обусловлены резкие "телодвижения" Парижа. Причем натовская платформа оказалась весьма удобной для обсуждения определенных проблем. Этим же обусловлено и резкое сенсационное заявление Макрона по поводу того, что Альянс потерял свою координацию и вообще болеет "раком головного мозга" (это точная смысловая транскрипция того, что сказал французский президент).
Кстати, все почему-то зациклились именно на этом высказывании французского лидера, а ведь он в этом интервью журналу Economist сказал еще много чего другого. Например, что Европе необходим военный суверенитет. Причем Германия, которая раньше поддерживала его в этом вопросе, на сей раз открестилась от данной идеи.
Парижу все еще не дает покоя история с вертолетоносцами
Позиция официального Парижа касалась в основном масштабных финансово-экономических проблем блока. Эти же вопросы лежат в основе отношений между ближайшими союзниками – США и Европой. Не зря в своем интервью Макрон открыто говорит о том, что США на европейском политическом треке действует, исходя исключительно из собственных интересов.
А недавнее заявление французского министра обороны Флоранс Парли внесло полную ясность в вопрос, который так беспокоит Париж: недопустимо, чтобы США под предлогом геополитической солидарности навязывали своим союзникам оружие собственного производства.
Видимо, французам все еще не дает покоя история с двумя вертолетоносцами, которые в свое время заказывала Парижу Москва, и которые в итоге (уже достроенные) не были переданы клиенту. Это было сделано, исходя из так называемой солидарности, опираясь на которую американцы зарабатывают "кучу бабла" за счет своих союзников по НАТО.
А вот французы тогда эту самую кучу попросту проворонили.
"НАТО никогда не будет инструментом нашего суверенитета, его должны построить сами европейцы", - уверена министр обороны Франции.
А еще она убеждена, что суверенная Европа и НАТО всего лишь должны взаимно укреплять друг друга.
Стремление Франции добиться от заокеанского "старшего брата" своей доли преференций в обмен на согласие платить 2% от ВВП в бюджет НАТО в итоге привело к торговой конфронтации между Парижем и Вашингтоном. Ведь французы, в принципе, пытаясь взять свое, летом этого года приняли закон о так называемом цифровом налоге, обложив им такие американские бизнес-гиганты, как Amazon, Apple, Facebook и Google.
В ответ на это Трамп угрожает довести пошлины на ввозимые в его страну французские товары до 100%. Речь идет о годовом экспорте на сумму почти в 2,5 миллиарда долларов.
В свою очередь представитель Еврокомиссии Даниэль Розари пообещал, что ЕС выступит с Францией единым фронтом.
В общем, чем дальше, тем ситуация все больше накаляется.