Магазин «Армения» в Москве создавал отец Вардкеза Багратовича Арцруни. Вложил туда много своих личных денег в надежде окупить. Он не был коммунистом, очень рисковал. Управлять магазином доверили товарищу по партии. Отец не вынес этого решения и покончил жизнь самоубийством. Вот почему я не люблю шутки об этом месте столицы, тем более после взрывов. Я дважды могла попасть в эпицентры террора. В Леонтьевский я успела до, и на Зубовский бульвар я опоздала на час.
Странно, что спустя столько лет история повторилась. И Вардкез Арцруни возродил из руин галерею «Актер» (как раз напротив «Армении») по просьбе Лужкова, вложив свои деньги. Этот объект был безжалостно отжат московской властью.
Во время реконструкции галереи Арцруни вылетел в Анкару для встречи с премьер-министром Турции: ее организовали турецкие евреи из стамбульской компании «Алярко», стремившиеся войти в московский строительный рынок. Главной темой переговоров Арцруни и Ахмета Месута Йылмаза стало открытие свободной зоны торговли в Трапезунде и учреждение там транспортной фирмы по перевозке, прежде всего, зерна и горючего с учетом того, что Армения задыхалась в транспортной блокаде.
Чтобы проверить дороги, по которым придется ездить из Трапезунда в Армению, Арцруни попросил отвезти его на машине в Эрзерум. Там во время прогулки ему предложили посмотреть на здание «прекрасной сельджукской архитектуры». Чтобы не шокировать гидов, он отреагировал дипломатично: «Подождите пару дней, и вы увидите в Ереване, что весь город возведен в стиле «сельджукской архитектуры».
Переночевав в Эззеруме, они отправились в Карс и Ыгдыр. Губернатор Карса ему особенно понравился – с виду настоящий русский мужик с чубом.
— Организуем для вас, господин Арцруни, все, что пожелаете.
– Можно посмотреть на армянское кладбище?
- Вопросов нет, - улыбчиво сказал губернатор.
Спустя час он услышал: «Извините, оно уничтожено».
Эта история о вечной борьбе тех, кто создает, и тех, кто разрушает. И о тех,
кто совершает переход от одних к другим.