В Армении готовится новое заседание по делу бывшего президента страны Роберта Кочаряна. Местное правосудие уже не раз признавало его невиновным, и, несмотря на это, власть все время находит новые предлоги, чтобы держать Кочаряна за решеткой. Теперь взялись и непосредственно за судей. На них заводятся уголовные дела, развернута травля в прессе.
Дело второго президента Армении Роберта Кочаряна остается самой обсуждаемой темой в стране. Кочарян впервые был арестован чуть больше года назад. После этого обвинение три раза терпело поражение. Суды разных инстанций трижды признавали политика невиновным. Новая власть каждый раз добивалась нового ареста Кочаряна, и сейчас он остается под стражей. Более того, правительство начинает бороться непосредственно с судами.
"Ситуация продолжается по нарастающей, к сожалению, касается как Конституционного суда, так и обычных судов. Под давлением исполнительной власти шестеро из десяти членов высшего совета правосудия, которые являются гарантами независимости судей, подали в отставку, и создался новый высший совет правосудия, который, естественно, создавался под влиянием исполнительной власти", — говорит Давид Арутюнян, экс-министр юстиции.
Правительство Армении обвиняет Кочаряна все в том же — в гибели людей во время акций протеста в марте 2008-го. Тогда митинг против нарушений на выборах перерос в массовые беспорядки, толпа начала громить и сжигать магазины, избивать полицейских. Кочарян, на тот момент глава государства, ввел чрезвычайное положение и остановил кризис. В тех протестах участвовал Никол Пашинян и за это отправился за решетку. Теперь, получается, мстит, добивается обвинения Кочаряна в узурпации власти. Даже звучит абсурдно: действующий глава государства был в своем праве, когда вводил режим ЧП. Так что суды пытаются снять обвинения. Но вот Пашинян не дает.
"Президенты и бывший президент являются теми исключительными должностными лицами, которые имеют функциональную неприкосновенность, а это означает, что те действия, которые совершены экс-официо, то есть исходя из статуса, из должности, они неприкосновенны от таких деяний", — заявил Арам Вардеванян, адвокат Кочаряна.
"Именно это обвинение показывает, что в принципе, придя к власти, Пашинян решил не начинать с нового листа историю Армении, а начать с разбирательства событий прошлых лет", — считает политолог Ерванд Бозоян.
В мае очередное освобождение Кочаряна обернулось тотальной блокадой судов.
"Я заблокировал двери судов, поскольку хотел показать, что мне не нужны марионеточные суды", — говорил Пашинян.
Высший Конституционный суд страны до сих пор сопротивлялся попыткам преследовать Кочаряна. В итоге обзавелся сразу двумя председателями. Один, Грайр Товмасян, был там изначально. Еще одного, Ваге Григоряна, назначили сверху. Товмасян самостоятельно уходить не желает. Против него, членов его семьи и друзей развернута очернительная кампания, заводятся уголовные дела. Это кнут! Но есть и пряник. Членам КС предлагают добровольно уйти в отставку, чтобы можно было заменить их более управляемыми людьми. Соблазняют пожизненной, достаточно высокой пенсией.
"До этого пытались с помощью грубой силы избавиться от ряда судей Конституционного суда. Сейчас параллельно пытаются предложить компромиссный вариант. Очевидно, что преследуется единственная цель — не дать осуществить правосудие", — заявил Айк Алумян, адвокат Роберта Кочаряна.
Членам Верховного суда предложения властей не по нраву. Говорят: если согласятся, себя не смогут уважать.
"В такого рода отставку я никогда не уйду. Я не собираюсь получать незаработанный доход за счет налогоплательщиков, я всю жизнь работала и зарабатывала своим трудом", — говорит Альвина Гюлумян, член КС Армении.
Вооружившись лозунгом борьбы с коррупцией, Никол Пашинян подчинил себе СМИ, законодательную и исполнительную власть, а теперь все идет к ликвидации независимости судов. Впрочем, и судьи, и адвокаты Роберта Кочаряна говорят, что это еще не конец и что они еще поборются. Новое заседание по делу второго президента Армении, как надеются его адвокаты, пройдет уже в этот четверг, если в очередной раз не будет отменено под надуманным предлогом.