Небольшие колебания цен на бензин, наблюдающиеся в последние дни, скорее всего, "афтершоки" после резкого взлета в мае. В этом единодушны специалисты, как и в том, что ожидать в обозримом будущем снижения цен не стоит.
В январе 2019 года бензин типа "регуляр" продавался за 400 драмов, "премиум" – за 420 драмов. Уже в середине мая бензин и дизтопливо в Армениидовольно быстро подорожали на 40-50 драмов. Литр бензина марки "регуляр" на заправках продавался по 440-450 драмов (90 центов), а "премиум" 460-470 драмов. Дизельное топливо – 450-460 драмов (почти один доллар), вместо 400-410 драмов. Таким образом, топливо подорожало на уверенные 10%.
Да и откуда ему, снижению цен, взяться, если сегодня информационные агентства сообщают, что данные торгов утром в четверг зафиксировали рост цены на нефть марки Brent на 4,35% - до 62,56 доллара за баррель.
Таковы прогнозы – в лучшем случае цены поднимутся незначительно, о снижении же речь пока не идет. Это, видимо, поняли и в правительстве (хотя цены на топливо в армянских условиях порой способны выкидывать такие фортели, что диву даешься – ни логики, ни экономических стимулов, а они растут), где в четверг пришли к решению осуществлять внезапные проверки на бензо- и газозаправках.
Речь идет не о финансовых, а о метрологических проверках – будут смотреть, например, не "подкручивают" ли на заправках счетчики. Может быть, и за соответствием качества топлива стандартам тоже проследят – о внезапных проверках сообщил начальник аппарата премьер-министра Армении Эдуард Агаджанян.
Что ж, проверки – это хорошо, только способствовать снижению цен они не смогут, разве что исключат возможные махинации с объемом и качеством товара в пунктах продажи. А вообще, недавние процессы на бензиновом рынке показывают, что результаты борьбы с монополиями далеко не столь радужны, как может показаться по радостным заявлениям правительства. По сути, после смены власти здесь мало что изменилось.
На самом деле правительству не мешало бы заняться именно вопросом монополизации рынка бензина в Армении, считает сотрудник офиса экономических исследований бюро АРФД, экономист Сурен Парсян. Он называет три компании, осуществляющие сегодня импорт жидкого топлива в Армению: "Флеш", CPS Oil Corporation и MAX Oil, причем доля последней очень незначительна.
Парсян находит, что Государственной комиссии по защите экономической конкуренции стоило бы безотлагательно принять соответствующие меры для решения накопившихся в сфере проблем. В частности, считает экономист, следовало бы разделить оптовую и розничную продажу, поощрять появление новых импортеров топлива и стимулировать их, задуматься над диверсификацией импорта, и – почему бы нет – создать государственную компанию, импортирующую топливо в страну.
В свою очередь экономист Ваагн Хачатрян считает, что главную негативную роль в создании и заботливом вскармливании монополий на рынке бензина сыграла Госкомиссия по защите экономической конкуренции (ГКЗЭК). И это длится уже много лет. Комиссия, по словам Хачатряна, на протяжении долгого времени убеждает всех вокруг, что такое положение вещей правильно и хорошо, подтверждая какими-то своими выкладками, расчетами и аргументами.
Сегодня две названные выше компании контролируют и опт, и розницу. Таким образом, в их руках находится вся цепочка от импорта до конечного отпуска розничному потребителю. А импорт бензина в Армению осуществляется, в основном, из России: очень небольшая часть приходится на поставки из Болгарии, Румынии и Ирана – все вместе не более 10% объемов.
Свою отрицательную лепту вносят и грузинские железные дороги, ставшие, фактически, помощником и покровителем армянских монополистов, препятствуя появлению на рынке Армении новых игроков, утверждает Ваагн Хачатрян. Экономист говорит, что для "Флеш" и CPS грузинские железнодорожники установили льготную цену за тонну бензина, перевезенного из Поти до границы Армении, а всем остальным те же услуги предлагаются по троекратно завышенному тарифу.
Разумеется, ввоз топлива по столь фантастическим ценам становится просто нерентабельным. Хачатрян считает, что правительство должно безотлагательно заняться этим вопросом – нужны резкие и решительные шаги, в том числе и на межгосударственном уровне, вместе с грузинскими коллегами. Если, конечно, задача избавления от монополий действительно стоит и не является лишь темой популистских заявлений.
Что будет в не столь отдаленном будущем, пока трудно спрогнозировать. Ясно одно, что рядового армянского потребителя вряд ли волнует проблема олигополии в поставках бензина в Армению, потребителю намного интереснее его личная реальная выгода. С другой стороны, рынок повернется к интересам потребителя лицом лишь тогда, когда на этом рынке появится настоящая, здоровая, а не декларированная конкуренция.
Если рыночная структура несовершенна, а конкуренции, как таковой, нет, то совершенно без разницы, доминируют ли на рынке две, или двадцать две компании. Механическое увеличение количества импортеров совершенно не гарантирует появление долгожданной здоровой конкуренции.