Одной из самых обсуждаемых тем во вторник стали две отставки и кадровые перестановки в руководстве Нагорного Карабаха. О мотивах ухода Артура Агабекяна с должности советника главы Карабаха можно только догадываться, но лучше этого не делать: в наше бурное и не всегда логичное время никогда не знаешь, чем обернется та или иная догадка. Да и вообще – оперировать лучше не догадками, а достоверной информацией.
Много шума поднялось вокруг освобождения Левона Мнацаканяна от должности директора Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, порой по этой теме слышались плачи и причитания. Плачущие и причитающие, однако, почему-то за целый день не упомянули, что глава Карабаха Бако Саакян подписал и другой указ по части генерал-майора, вот чуть ли не следующая бумага это была после приказа об отставке. Мнацаканян отныне будет руководить полицией Карабаха – в определенном смысле это назначение можно считать повышением.
И, наконец, Виталий Баласанян освобожден от должности секретаря Совета безопасности Карабаха. Версии на эту тему тоже прозвучали – от диких до истерических, но повторять большинство из них, наверное, не стоит: зачем лишний раз подливать масла в огонь.
Да, Баласанян не раз высказывался в критическом ключе по поводу новых властей Армении. Тем не менее, он никогда не переходил черту, отграничивающую критику от злобного выпада, а потому на вопли армии считающих себя провластными фейков в соцсетях можно не обращать внимания. Строго говоря, на их вопли вообще не нужно обращать внимания, на какую бы тему им ни вопилось, но это уже другой разговор.
Не забылся еще эпизод с обыском автомобиля, принадлежащего Баласаняну. Это, конечно, свидетельствует об определенной напряженности между ним и официальным Ереваном. Из этого эпизода, впрочем, вытекает вполне оптимистичный вывод, самим Баласаняном же озвученный: есть еще мужчины, которых не получается "уложить на асфальт".
Кроме того, не нужно забывать, что Виталий Баласанян полон решимости участвовать в грядущих президентских выборах в Карабахе, и не исключено, что именно это обстоятельство и есть главная причина его отставки. Теперь, после ухода из Совета безопасности, к Баласаняну никак не придраться в плане использования служебного положения или административного ресурса.
А если учесть, что многие в Карабахе называют Баласаняна главным претендентом на победу на выборах (по состоянию дел на сегодня, во всяком случае), то эта отставка позволит ему быть максимально свободным в своих действиях и заявлениях.
Политтехнолог Виген Акопян сказал в интервью Sputnik Армения, что не стоит связывать эти отставки и перестановки с некими разногласиями между властями Армении и Карабаха. Случаи возникновения противоречий бывали за последние три десятилетия и раньше, сказал Акопян, напомнив, для примера, времена Левона Тер-Петросяна.
Тогда у власти в Карабахе были представители АРФ "Дашнакцутюн" (АРФД), и Тер-Петросян сделал все, чтобы оттеснить их и привести к руководству Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Сейчас это воспринимается насмешкой судьбы, но это быль, от факта никуда не деться, а политика – такая уж она, часто противоречивая, штука.
Виген Акопян считает, что все противоречия и сложные вопросы официальные Ереван и Степанакерт должны решать в максимально закрытом режиме, не выплескивая их в СМИ, а тем более в соцсети.
"Было бы большой политической ошибкой намеренно выводить подобные обсуждения в поле общественных дискуссий. В этой связи я высоко ценю сдержанность и рассудительность Бако Саакяна, выразившиеся в его недавнем интервью, а сегодняшние отставки и перестановки послужат, в том числе, определенному успокоению эмоций", - сказал Виген Акопян.
Понятно, что напряженность (любой степени) между Ереваном и Степанакертом может быть выгодна только двум известным странам и некоторым из геополитических игроков, которые, как сказал Акопян, обязательно постараются обустроиться в трещинках и трещинах, чтобы проводить нужную им линию.
Акопян не исключает, что на определенном этапе в роли своеобразных посредников могут выступить духовные лидеры двух армянских республик.
Участие духовенства в разрешении подобного кризиса, с одной стороны, можно приветствовать, а с другой – ситуация все же будет выглядеть странновато.
Впрочем, есть надежды (и основания для этих надежд), что политические руководители Еревана и Степанакерта решат все сложные вопросы сами. Возможно, даже по телефону.