Парламентская фракция партии "Процветающая Армения" (ППА) будет горой стоять за интересы своего лидера Гагика Царукяна, и это естественно. Но это только одна сторона медали – так же, как и возрастающая день ото дня степень несговорчивости другой парламентской фракции — "Просвещенной Армении" (ПА), тоже позиционирующей себя в качестве оппозиционной силы.
Все эти вопросы о цементе, госпошлинах и количестве министерств позволяют, конечно, донести до парламентского большинства в лице фракции "Мой шаг" и избирателей позиции партий, но очевидно, что прикладного значения озвучивание позиций иметь не будет – слишком велик перевес голосов большинства, которое пока что зарубает все, исходящее не от них.
И тут уже становится неважным, полезные ли, разумные ли вещи предлагает оппозиция или нет. Все равно их предложения не пройдут, и партии не могут этого не понимать, хоть уходи они демонстративно из зала заседаний. А на второй стороне медали – борьба за избирателя на будущих выборах, когда бы они ни состоялись. Пройдут же они когда-нибудь.
Открытое сотрудничество с правящей ныне политической силой для ППА и ПА началось с дней "бархатной" смены власти, а закончилось в тот день, когда они прошли в парламент, теперь им нужно накапливать свой электорат. Откуда он возьмется в условиях тотального перевеса правящей силы? А все просто.
Идет естественный процесс спада "постбархатной" эйфории, и от огромной массы готовых голосовать за новую власть начинают откалывать кусочки и куски – голоса потенциальных избирателей. Эти голоса нужно максимально привлечь на свою сторону – и это тоже вполне нормальный и естественный процесс.
Другое дело, что новая власть нередко сама способствует тому, чтобы от нее откалывались кусочки и пускались в свободное плавание, пока не пристанут к какому-либо политическому берегу. За примерами таких действий далеко ходить не надо: решения о проведении ремонта в Доме правительства и о выделении денег на празднование Дня гражданина голосов новой власти только убавило.
Прибавить поклонников эти решения не могли. И понятно, почему: вряд ли найдется кто-то, кто до сих пор не был поклонником новых властей и очаровался перспективой ремонта и праздника за счет госбюджета, то есть в плане голосов избирателей эти действия власти для нее явно убыточны. При этом обязательно есть те, кто посчитал такие траты несвоевременными для небогатой страны с огромным внешним долгом и многотонным грузом проблем, в том числе – экономических.
Но не только парламентские фракции начинают понемногу готовиться к предстоящим, пусть и не скоро, выборам. Внепарламентские силы тоже начинают выходить из состояния грогги и неопределенности, и в их рядах заметно пусть пока не резвое, но оживляющееся день ото дня движение.
Партии начинают выступать с заявлениями, озвучивать свои взгляды, выходить из прострации, в которую они впали около года назад, в них начинают происходить изменения, перестановки, переоценки. Вполне возможно, что формируются зародыши новых сил – во что именно они вырастут, покажет ближайшее время.
С этой точки зрения особняком стоит Республиканская партия Армении, все громче заявляющая о своих амбициях. Честно говоря, непонятно, на что могут надеяться республиканцы без кардинального ребрендинга, вплоть до неузнаваемости, и без смены достаточного количества персоналий. Если партия сохранит прежний вид и стиль, надеяться ей не на что. Впрочем, это мнение может быть оспорено самими республиканцами. У них наверняка есть свои доводы.
Политическая жизнь постепенно возвращается к активной фазе. Не исключены, конечно, неожиданные повороты и развития, но, судя по тому, с какой неторопливостью это происходит, форс-мажоров никто не ожидает. Вот и оживляются, не торопясь.