На заседании Национального Собрания в среду глава партии "Просвещенная Армения" (ПА), руководитель соответствующей парламентской фракции Эдмон Марукян использовал в качестве наглядного пособия собственный пиджак. Обсуждался пакет законопроектов о внесении изменений и дополнений в закон "О структуре и деятельности Правительства" - и вот Марукян продемонстрировал, что суперпремьерская система, прозванная ранее оппозицией (которая теперь стала властью сама) "пиджаком Сержа Саргсяна", никуда не делась, живет и процветает, и выглядит очень даже упитанной.
Марукян утверждает, что новая власть фактически сохранила структуру, разработанную под бывшего президента и (недолгое время) премьер-министра Сержа Саргсяна.
"Эта структура госуправления была названа "костюмом" Сержа Саргсяна, эта суперпремьерская система. Сейчас вы принесли проект, по которому предлагаете снять с этого костюма пару пуговиц с рукавов", — сказал Марукян.
Потом Марукян снял свой пиджак и наглядно показал, какие именно пуговицы сняты с пиджака – ими оказались, в частности, Служба национальной безопасности и Полиция. Это те ведомства, которые, как было обещано, должны были стать министерствами, то есть выйти из прямого подчинения премьер-министру и стать подотчетными парламенту, что для парламентской же республики дело естественное.
"Предложение включить эти структуры в состав правительства исходило от нас обоих, но было отвергнуто прежними властями. Представленная же вами система, по сути, является той же системой Сержа Саргсяна. Вы сняли две пуговицы, но премьер-министр на деле остался главой СНБ и Комитета государственных доходов. А теперь нет среднего звена, которое было бы ответственно за эти структуры", - разъяснял Марукян.
Эдмон Марукян, конечно, человек в политике достаточно опытный, имеющий немалый оппозиционный стаж для того, чтобы понимать – его артистичное и убедительное (для многих) выступление не возымеет ровно никакого действия, при имеющемся-то перевесе в голосах у правящей партии. Но, как лидер партии и представитель считающей себя оппозицией силы, он не мог не озвучить свои возражения и предложения. Кстати, позже тот же вопрос без обиняков задал другой член фракции ПА Геворк Горгисян.
Здесь было бы интересно увидеть самого Марукяна в качестве премьер-министра – быть может, и увидим когда-нибудь, в наше время все возможно. Интересно в том смысле, что стал бы он сам делать СНБ и Полицию министерствами, или все же не устоял бы перед соблазном оставить их в своем подчинении? Соблазн велик, это полезнейший и влиятельнейший рычаг управления, и выпускать его из рук, ясное дело, не хочется никому.
При этом, ведь если силовики останутся в премьерском подчинении, это еще не значит, что работать они станут плохо. И в том, и в другом случае все зависит от глав этих ведомств, и только потом от руководителя государства. Точно так же, как министерский статус для, скажем, полиции, вовсе не гарантия ее эффективной или плохой работы. Да, конечно, подотчетность парламенту важна, кто бы спорил, но у этих ведомств всегда есть возможность использования массы отговорок – "тайна следствия", например.
А вот что касается сокращения пяти министерств, их объединения – то тут же все делалось, как бог на душу положит, без внятных и серьезных обоснований. Только примеры министерств культуры и сельского хозяйства уже показательны.
А вот зачем это делалось – вопрос другой, и логичного ответа на него пока нет, если не считать за таковой простое и понятное желание создать видимость бурной деятельности. Вот поработают эти министерства с многокилометровыми названиями, тогда и ответы найдутся. Может быть.