Художественный руководитель Национального академического театра оперы и балета им. Спендиаряна Константин Орбелян считает ситуацию вокруг возглавляемого им учреждения странной. Маэстро отметил, что он не из тех, кого можно увольнять без четких аргументов и точных формулировок. Такое мнение он выразил в интервью Sputnik Армения, отвечая на вопрос о недавнем скандале с попыткой освобождения его с должности директора Оперного театра.
Ранее, 26 марта, Орбелян получил от министерства культуры письмо о том, что с 1 апреля он больше не будет занимать должность директора театра. Коллектив театра 1 апреля организовал акцию протеста перед зданием правительства. Артисты встретились с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и обещали представить контраргументы в защиту своего директора и худрука.
"Идите в суд и выясняйте, я все-таки Константин Орбелян, люди, мир знают меня, посему размахивать ручкой и увольнять меня без точной формулировки достаточно странно. В любом случае это все нужно было сделать красиво, очень красиво", - сказал Орбелян.
Орбелян отметил, что никто из Минкульта ни разу ему не намекал о нежелании оставлять его на этом посту, не говорили, будто он назначен нелегитимно. По мнению Орбеляна, это вообще не его проблема: Минкультуры через суд должно было уточнять легитимность распоряжения правительства.
Маэстро уверен: нет ничего беззаконного в том, что он работает директором и на полставки худруком театра. Если есть другие причины о которых он не знает, то ему должны их представить и разъяснить.
"Если что-то было нелегитимно, то почему меня не уволили сразу, с чего вдруг ждали десять месяцев? Я назначен постановлением правительства, на работу меня принимал бывший министр культуры Армен Амирян. Нелегитимность следует искать в отношениях министерства культуры и правительства, а не в отношениях Минкультуры со мной", - считает Орбелян.
При чем тут жесткая рука?
Орбелян признался, что в Армении находится по одной причине: он очень уважает артистов, танцоров, певцов, людей, которые работают в театре, а еще больше – публику. Он уверен, что артистам необходимо давать возможность проявлять себя в новых спектаклях.
На вопрос, как он оценивает мнение, согласно которому в Оперном театре все это время не хватало жесткой руки, Орбелян ответил, что не совсем понимает, что подразумевается этой формулировкой.
"Может, и была когда-то жесткая рука, но таких результатов, как сейчас, у нас давно не было. Если за 17 лет было пять новых постановок, то мы поставили шесть новых за шесть месяцев. Никакая жесткая рука не нужна, нужно давать людям возможность работать", - сказал Орбелян.
Он считает, что счастливый артист – тот, кто востребован и работает. За время его руководства театром были многочисленные постановки, гастроли, приезжали иностранные специалисты высокого класса. Театр зажил по-новому, поскольку всегда нужна новая кровь, чтобы поддерживать энтузиазм. Это помогает людям поверить в то, что их искусство нужно людям, уверен он.
Впервые в истории
Маэстро считает, что художественный замысел без возможности подписать финансовый документ для его реализации равносилен нулю.
"Когда я стал директором, вдруг у нас начались гастроли в Москву — в Большой театр, в Дубай, где мы провели две недели, представляли новые постановки "Кармен" и "Волшебной флейты", были гастроли в Кувейт", - сказал Орбелян.
Он отметил важность того, чтобы директор и худрук театра работали сообща. Поскольку он занимал обе должности, этой проблемы у него до сих пор просто не возникало: он мог заранее планировать гастроли, новые постановки, которые не организуются за два-три дня.
Например, Орбелян в начале апреля планирует улететь в США и договориться о проведении гастролей летом 2020 года.
"Я лечу в Нью-Йорк договариваться, чтобы наш балет отправился бы на гастроли летом 2020 года в Нью-Йорк для представления трех балетов Арама Хачатуряна "Спартак", "Гаянэ", "Маскарад". Это будет впервые в истории", - сказал Орбелян.
При чем тут армянский?
Маэстро отмечает, что незнание на достаточно высоком уровне армянского языка ему никогда не мешало. Если нужно подписать бумаги или что-то оформить, то на это у него есть юрист и помогает замдиректора.
"Они каждое утро рассказывают, какие бумаги я буду подписывать. Армянским я владею куда лучше, чем показываю. Стесняюсь говорить, но достаточно владею языком", - сказал Орбелян.
Орбелян даже отшучивается, что коллектив театра, около 700 человек, с его приходом значительно улучшили свои познания в русском языке, а он усовершенствовал армянский.
При этом Орбелян отмечает, что он не занимает одновременно три должности, а всего две, ведь должность дирижера – это вовсе не отдельный пост, а дополнение к позиции художественного руководителя театра.
Маэстро, как и коллектив, ждут решения премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Он благодарен, что премьер принял и выслушал артистов театра. Орбелян уверен: Пашинян убедится, что ничего плохого за последние полтора года не делалось, только хорошее.