В марте—мае 1963 года игрались партии матча за звание чемпиона мира по шахматам между Михаилом Ботвинником и Тиграном Петросяном. В эти дни у ереванского кинотеатра «Москва» собиралась огромная толпа болельщиков, шумно реагировавших на каждое передвижение фигур по огромной демонстрационной доске, висевшей на стене здания.

Как-то одной пожилой женщине в толпе стало плохо. Ее привели в чувство и спросили: «Ну как вы?» — «А как там наш Тигран?» — произнесла слабо разбиравшаяся в шахматах женщина.

Рокировка

Матч с Ботвинником, патриархом советских шахмат, стал кульминацией карьеры Тиграна Петросяна — он оказался на вершине шахматного олимпа и стал девятым королем шахмат. Звездный час «нашего» Тиграна пришелся на период подъема национального духа, его успехи воодушевляли рассеянный по всему свету армянский народ и, вызвав необычайный интерес к игре, стали залогом будущих побед армянских шахматистов.

Некоторые считали, что 52-летний чемпион обречен в борьбе со значительно более молодым соперником — Петросяну тогда шел 34-й год. Ботвинник добровольно отказался от права чемпиона мира на матч-реванш в случае поражения. Но он отнюдь не собирался сдаваться без боя и выиграл первую же партию.

Преимущества Петросяна проявились лишь в последней трети матча, длившегося почти два месяца. Он проиграл еще одну партию, выиграл пять и победил в матче досрочно. А то, что списывать со счетов Ботвинника еще рано, стало ясно спустя три месяца на Спартакиаде народов СССР, где экс-чемпион разгромил всех своих соперников, набрав в микротурнире лидеров команд восемь очков из девяти возможных.

Трансляцию партий матча Ботвинник — Петросян по армянскому телевидению вел мастер спорта по шахматам Ваник Захарян (ныне академик Национальной Академии наук РА и почетный президент Шахматной федерации Армении):

«В день 22-й партии, когда ничья, приносившая Петросяну звание чемпиона мира, была уже достаточно очевидной, я в очередной раз позвонил в Москву, в пресс-центр матча, чтобы узнать очередную серию ходов. Трубку взял гроссмейстер Сало Флор. Он был давним другом Ботвинника, но симпатизировал и Петросяну.

Я объяснил цель своего звонка и попросил передать трубку кому-нибудь из армян. «Дорогой, сегодня здесь все — армяне!» — последовал ответ». Возможно, Флор имел в виду происходившее на сцене — сопровождавший и охранявший Петросяна известный тяжелоатлет Серго Амбарцумян с трудом сдерживал толпу болельщиков, бросившихся на сцену поздравить своего кумира с победой.

Поклонники Тиграна неистово поддерживали его, порой самыми необычными способами. Так, к концу матча с Ботвинником сложилась традиция посыпать путь Петросяна к месту матча, проходившему в Москве в Театре эстрады, землей, привезенной из Святого Эчмиадзина.

Говорят, это сильно раздражало Ботвинника, и он выражал свое недовольство через посредников. А прибытие Тиграна Петросяна в Ереван в ранге чемпиона мира стало для жителей города событием, сравнимым по значению разве что с «Прибытием поезда на вокзал Ла-Сьота» для мирового кинематографа.

Восторженная толпа подхватила шахматного короля прямо на перроне и пронесла на руках несколько километров — аж до самой площади Ленина! Встреча была запечатлена на кинопленку, фрагменты которой сохранились до сих пор.

Без риска

Шахматное дарование Тиграна Петросяна раскрылось еще в детстве. Мальчик из бедной армянской семьи, рано лишившийся родителей, уже к совершеннолетию дважды выиграл юношеские первенства Советского Союза (этого никому не удавалось до него и мало кому — впоследствии) и завоевал звание чемпиона Грузии среди мужчин.

После переезда в Ереван в 1946 году в течение двух лет он стал чемпионом Армении, выполнил норму мастера спорта и выиграл матч у будущего короля этюдов Генриха Каспаряна.

Однако первое выступление в союзном чемпионате 1949 года едва не закончилось полной катастрофой. На старте, встречаясь с именитыми и, естественно, более опытными шахматистами, Петросян проиграл пять партий подряд. В даль-нейшем ему удалось немного улучшить свое турнирное положение, но, главное, он понял, что совершенствоваться можно, лишь постоянно играя с сильными соперниками.

И Петросян принял решение переехать в Москву.Последующие три года были отмечены новыми достижениями. Тигран Петросян стал чемпионом Москвы, разделил 2—3 места в первенстве СССР, стал гроссмейстером и претендентом на мировую шахматную корону.

Собственный неповторимый стиль игры Петросяна сложился из широкой эрудиции, отточенной техники и умения глубоко проникать в замыслы противника, обусловленного развитым чувством опасности.

Свое кредо он изложил предельно ясно: «Я люблю только такие партии, где я играл в соответствии с требованиями позиции… Я верю только в логичную, правильную игру». И еще: «Я стараюсь избежать риска, случайности. Кто хочет рисковать, должен играть в карты или в рулетку».

Образцы петросяновской стратегии в некоторых типах позиций по сей день считаются непревзойденными. Он любил замкнутые пешечные структуры и иногда шутил: «Староиндийская защита кормит меня и мою семью!»

И еще любил защищать трудные, стесненные позиции. Безошибочно различая «съедобные» и «несъедобные» жертвы, Петросян умело отбивал неподготовленные атаки, что дало ему повод для очередного афоризма: «Чигоринский стиль соперников — залог наших постоянных успехов!»

С опережением на один ход

Известно много историй о предвосхищении Петросяном замыслов своих противников. Иногда эта особенность стиля Тиграна Вартановича оборачивалась против него и приводила к отказу от борьбы в позициях, где его соперникам еще только предстояло увидеть, рассчитать и исполнить на доске варианты, позволявшие им защититься.

Впрочем, нередко случалось и противоположное, и не только за шахматной доской.В 1959 году исландский гроссмейстер, будущий президент ФИДЕ Фридрик Олафссон, прибыв на турнир претендентов в Югославию, поспешил в церковь, расположенную на острове в озере Блед.

Считалось, что любое желание, загаданное в ее стенах, непременно исполняется. Согласно жеребьевке, в первом туре ему предстояло играть с Петросяном, и нетрудно было догадаться, чего он пожелает. Достав лодку, Олафссон поплыл на остров. Каково же было его разочарование, когда, поравнявшись с встречной лодкой, он обнаружил в ней своего противника.

Петросян опередил исландца в лодочной гонке, и неудивительно, что на следующий день легко выиграл у него партию.Рассказывают, что в 1962 году во время турнира претендентов в Виллемстаде на острове Кюрасао, где, надо сказать, в силу климатических условий обувь не является предметом первой необходимости, Петросян обратил внимание на шикарный обувной магазин.

В свободный день он вместе с другими советскими гроссмейстерами заглянул туда. В глаза им бросился большой рекламный плакат: «Самый лучший ход вы сможете сделать только в ботинках, купленных в нашем магазине!» Из всей делегации лишь Петросян вышел из магазина с покупкой и… выиграл турнир!

Ход ферзем

Один из лучших своих ходов Тигран Петросян сделал, женившись на Роне Яковлевне Авинезер. Она была старше него на четыре года и имела сына от первого брака. В 1950-е годы Рона увлекалась шахматами, и за ней ухаживали многие гроссмейстеры, в том числе Тигран Петросян и Ефим Гел¬лер.

На вопрос, кому же она отдает предпочтение, она ответила: «Межзональный покажет!» В 1952 году на межзональном турнире в Швеции оба молодых гроссмейстера добились права выступить в турнире претендентов, однако Петросян обошел Геллера на полочка. И ситуация на личном фронте вскоре разрешилась в его пользу.

Спустя еще 11 лет Петросян стал чемпионом мира. Недаром в Москве шутили: где Рона — там и корона!Рона Яковлевна стала эпическим персонажем советских шахмат. Эта энергичная женщина принимала самое деятельное участие в шахматной жизни страны, в подготовке к шахматным соревнованиям.

Помимо семейной опеки, тепла и заботы, Тиграну Вартановичу очень помогали ее организаторские способности, умение общаться с сильными мира сего. В Советском Союзе шахматы были частью государственной политики, и эти нюансы играли очень большую роль.

Рона Яковлевна, конечно, знала, что о ней говорят в мире шахмат. Однажды, вспоминая первую победу Тиграна Петросяна в чемпионате СССР 1959 года, проходившем в родном для него Тбилиси, она решила кое-что пояснить. «Конечно, все в доме было очень организованно — и питание, и режим. Все. Это верно.

Но главным был все же сам Тигран, его замечательный талант. Наш сосед по даче — мастер Бейлин. Так что же, я могла бы из Миши Бейлина тоже чемпиона мира сделать? Что я Тиграну действительно говорила, и говорила часто: играй, играй до конца. Ты видишь то, о чем твои соперники и не догадываются»

.Рассказывают, что эта победа Петросяна отмечалась с шумом и кавказским размахом в одном из тбилисских ресторанов. Организаторы праздничного ужина в стремлении доставить виновнику торжества как можно больше удовольствия все время заказывали популярные песни его друга Арно Бабаджаняна.

Однако не всем из присутствующих это пришлось по душе. Вечер едва не завершился грандиозной дракой, после того как один из посетителей ресторана разрезал кинжалом барабан. К счастью, то самое чувство опасности незадолго до этого инцидента подсказало Тиграну Вартановичу — пора уходить!

«Меня называли Железным Тиграном, но никто не знает, чего мне стоило сохранять самообладание», — сказал как-то 9-й чемпион мира. Борьба за шахматную корону, непосредственным участником которой на протяжении более чем четверти века был Петросян, отнимает много сил и нервной энергии.

Петросян отлично владел искусством подготовки к соревнованиям, умением настраивать себя, свой организм на достижение цели. Он четырежды становился чемпионом СССР, выигрывая эти турниры исключительно в родных для себя городах — Тбилиси, Москве (дважды) и Ереване.

Менять слонов на коней

Тигран Вартанович живо впитывал все новое, увлекался фотографией, а затем — с развитием техники — киносъемкой. Восстанавливать силы, черпать энергию для новых побед помогала и жена. В доме и на даче Петросянов часто бывали гости — композиторы, художники, писатели.

Одним из них был Арно Бабаджанян — непримиримый соперник в нардах (по словам приемного сына Петросяна Михаила, счет у них был примерно равный, но страсти во время игры накалялись не на шутку) и антагонист в спортивных привязанностях.

Тигран Вартанович всю жизнь болел за «Спартак», а Арно Арутюнович в те годы — за московское «Динамо», что, впрочем, не мешало им вместе ходить на футбол.Футбол был еще одним хобби Петросяна.

Он не упускал случая побывать на тренировке любимой команды и поучаствовать в разборе игры. Ходил и на хоккейные матчи «Спартака». Рассказывают, что вскоре после женитьбы Петросяну предложили сменить профсоюзное спортивное общество на армейское, пообещав, в частности, улучшить жилищные условия.

Роне Яковлевне это предложение понравилось, но Тигран Вартанович был настроен скептически и привел убийственный аргумент: «Сегодня я ради лучшей квартиры перейду из «Спартака» в ЦСКА, а завтра встречу лучшую жену и перейду от тебя к ней. Как ты к этому отнесешься?»

После этого обменом квартиры занялась сама Рона. Гроссмейстер Леонид Шамкович, побывав в квартире четы Петросян на Пятницкой, удивлялся, как им удалось обменять скромную тридцатиметровую коммуналку на роскошные апартаменты. «Петросян умеет менять только слонов на коней. Все остальное меняет его жена!» — остроумно объяснил ему гроссмейстер Александр Котов.

Начало армянских шахмат

«Живой природный ум и ограниченность, здравый смысл и мнительность, открытость и подозрительность, обаяние и восточное коварство, умение извлечь максимум из институтов советской власти и ирония по отношению к окружающей его действительности — все было причудливо перемешано в сложном коктейле под названием «Тигран Петросян».

Но главной со-ставляющей этого коктейля был его выдающийся шахматный талант, способность оригинально и совершенно по-своему смотреть на игру, в которой на протяжении шести лет он был сильнейшим в мире», — ретроспективно охарактеризовал девятого чемпиона мира международный гроссмейстер и журналист Генна Сосонко.

Талант Петросяна был многогранным. Он умел подбирать себе команду — тренеров, секундантов и сотрудников — даже после потери чемпионского звания, когда занялся шахматной журналистикой и создал еженедельник «64», ставший очень популярным в СССР.

Учениками очно-заочной школы, основанной Петросяном, были многие известные впоследствии гроссмейстеры, в том числе один из участников последнего матча на первенство мира Борис Гельфанд.Девятый чемпион ушел из жизни очень рано, в 1984 году, в возрасте всего 55 лет.

Его заслуги перед Арменией не ограничились тем, что он первым из армян оказался на шахматном олимпе. Международный гроссмейстер Сергей Шипов сказал об этом достаточно емко: «Своей блестящей карьерой Тигран Вартанович, в сущности, положил начало армянской школе шахмат.

Имею в виду не только республику в Закавказье, но и народ в целом. Ведь где бы ни играл в турнирах Петросян, за него непременно болели представители армянской диаспоры, которые есть на всех континентах. За Антарктиду, конечно, ручаться не могу, хотя не удивлюсь, если… Если бы туда в свое время приехал Тигран Вартанович, среди пингвинов обязательно нашлись бы его пламенные болельщики!»

P. S. В 1960-е имя Тигран стало одним из самых популярных в Армении. Когда Тигран Вартанович завоевал звание чемпиона мира, в семье его однофамильца, шахматиста-второразрядника Левона Петросяна ожидалось пополнение.

Если родится сын, назовем его Тиграном и пусть станет шахматистом, решил будущий отец. Сейчас Тигран Л. Петросян — известный гроссмейстер, победитель Всемирной шахматной олимпиады в Дрездене в составе сборной Армении, чемпион страны 2012 года. Всего же в рейтинговых списках Шахматной федерации Армении значится девять Тигранов Петросянов, в том числе один международный мастер.

Еще один тезка девятого чемпиона мира выступает под российским флагом.

Именем чемпиона

Именем Тиграна Петросяна назван Дом шахмат в Ереване (памятный знак в фундамент здания был заложен им самим), рядом с которым установлен бюст девятого чемпиона мира работы скульптора Ара Шираза.

В столице Армении, в административном округе Давидашен, на улице, названной в честь Тиграна Петросяна, установлен памятник великому шахматисту (автор — Норайр Каграманян), еще один памятник (автор — Миша Маргарян) находится в Апаране, на площади, также носящей его имя.

Согласно официальной биографии, Петросян родился в Тбилиси, где жил до 17 лет. Но недавно были обнаружены сведения о том, что будущий чемпион родился в селе Мулки Апаранского района Армянской ССР, а его семья переехала в Тбилиси, когда мальчику исполнилось 2 года.

Имя Тиграна Петросяна носят шахматный клуб в Москве и клубы (академии) армянских общин в ряде городов мира, в частности, Таллине, Париже и др. В честь Тиграна Петросяна выпущены почтовые марки Армении, проводятся мемориальные турниры в Ереване, Москве, Симферополе.

В 2009 г. Международная шахматная федерация (ФИДЕ) учредила медаль имени Тиграна Петросяна — за тренерские достижения последних лет. В числе награжденных этой медалью — армянский гроссмейстер Смбат Лпутян.Тигран Петросян

Родился 17 июня 1929 года.
1952 — международный гроссмейстер.
1963—69 — девятый в истории шахмат чемпион мира.
Победитель Всемирных шахматных олимпиад 1958, 1960, 1962, 1964, 1966, 1968, 1970, 1972, 1974 годов.
Победитель командных чемпионатов Европы 1957, 1961, 1965, 1970, 1973, 1977, 1980, 1983 годов.
В 1968 году стал кандидатом философских наук.
Награжден орденами Дружбы народов (1981), «Знак почета» (1965), медалью «За трудовую доблесть» (1957).
Скончался 13 августа 1984 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.