Общеизвестно, что чуть позже премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Иране с визитом 9 марта побывал и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. В отношении его пребывания в Тегеране и проведённых переговоров было достаточно информации, аналитических материалов и т. д. Но тем не менее, по мнению многих исследователей, в переговорах Э. Мамедъярова в Иране, помимо преданных огласке официальных заявлений и констатаций, была также и определённая доля закрытой информации. А с 10−11 марта Азербайджан, как известно, начал масштабнейшие военные учения в зоне конфликта с Республикой Арцах — НКР: задействованы были до 10 тысяч военнослужащих, до 500 единиц танков, бронетехники, в том числе автомобильной и специальной техники, до 300 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, авиация и т. д. Известно, что во время учений азербайджанская сторона отрабатывала исключительно наступательные действия, были даже произведены условные «залпы» по Арцаху — НКР из относительно недавно приобретённых Азербайджаном у Белоруссии РСЗО «Полонез».

Наблюдателям также известно, что Армения официально осудила эти учения, подчеркнув на уровне своего МИД: «…На фоне заявления о встрече лидеров двух стран Азербайджан предпринимает военные учения наступательного характера, о которых не было оповещения вопреки международным обязательствам». То есть Ереван обвинил Баку в грубом нарушении международных договоров, регулирующих правила оповещения о проведении военных учений в зоне, которую охватывает ОБСЕ. По сути, с критикой и обвинениями в адрес Баку выступил и МИД Арцаха — НКР, хотя в его заявлении основной акцент был сделан в сторону всё-таки известного заявления сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ и реакции на это заявление со стороны Азербайджана. Власти НКР, в сущности, просто напомнили сопредседателям МГ ОБСЕ и азербайджанским властям, что у них полное и законное право на отдельное и прямое участие в мирных переговорах, процитировав положения из решения Хельсинкской дополнительной встречи СБСЕ от 24 марта 1992 г., Пражского документа заседания СМИД СБСЕ 1992 г., документах СБСЕ 1993 г. и Итогового документа Будапештского саммита СБСЕ 1994 г., в которых (в особенности в соглашениях о прекращении огня в зоне конфликта) чётко фиксировалось, что вооружённые формирования НКР выступают отдельной конфликтующей стороной и отдельно подписывали и подтверждали договоренности о прекращении огня от 12 мая 1994 г.

Словом, было вполне заметно, что после визитов в Иран Н. Пашиняна и Э. Мамедъярова в регионе обостряется дискуссия именно по Нагорному Карабаху — Арцаху и о том, сколько же на самом деле конфликтующих сторон признавала сама ОБСЕ (СБСЕ), а значит — и страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, т. е. США, Россия и Франция. И вот на этом фоне зациркулировало сообщение о том, что армянский премьер-министр начал готовиться к визиту… в Израиль, причём с довольно высокого уровня — со стороны замминистра иностранных дел Армении Григора Ованнисяна, который заявлял израильской газете The Jerusalem Post, что Армения даже обсуждает вопрос открытия посольства в Израиле, чтобы вывести отношения между двумя странами на «новый, более высокий уровень». А посол Армении в Израиле Армен Смбатян (резиденция в Ереване) подтвердил в беседе с «Радио Свобода», что делегация МИД Армении во главе с Г. Ованнисяном в Израиле, помимо прочего, обсудила «организационные вопросы, связанные с предстоящим визитом премьер-министра Армении Никола Пашиняна и министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна в Израиль». Смбатян объяснял необходимость такого визита и открытия армянского посольства в Израиле так — мол, надо «стараться сдерживать его [Израиль — прим.]» от слишком тесного военно-технического сотрудничества с Азербайджаном. И даже — более того: «Мы должны быть в состоянии сделать это, чтобы мы тоже могли иметь это [т.е. израильское] оружие. Мы должны стать сильнее. Другое дело, что мы должны быть настолько близкими с нашими коллегами, с нашими израильскими друзьями, чтобы могли каким-то образом сдерживать. Это уже покажет время». Положа руку на сердце, скажем — давно не доводилось читать подобного наивного представления об истоках израильско-азербайджанского военного, военно-технического и разведывательного сотрудничества.

Но обратим внимание вот на такую деталь — миру известно, что сейчас Израиль предлагает всем странам «переносить» посольства из Тель-Авива в Иерусалим. У Армении вообще не было посольства в Израиле, как, впрочем, и у Израиля — в Армении, израильский посол в Армении в резиденции своей восседает в Тбилиси, в Ереване бывает крайне редко и наездами. Априори понятно, что после известных решений США о «признании Иерусалима израильской столицей» власти Израиля любой стране, которая пожелает установить двусторонние отношения с Израилем и открыть там своё посольство, будет предлагать сразу «обосноваться» в Иерусалиме. Азербайджан, к примеру, несмотря на свои наитеснейшие отношения с Израилем (а это не только вышеперечисленные сферы — в мировых СМИ нет-нет да проскальзывали сообщения о том, что между братскими странами есть и весьма щепетильный бизнес по линии лабораторий «чёрных трансплантологов»… предлагаем ознакомиться хотя бы с сообщением РИА Новости от 28 мая 2012 г. — https://ria.ru/20120528/659604426.html, или азербайджанского сайта aze. az от 21 июля 2012 г. — https://aze.az/news_chernyie_transplantologi_79828.html), всё-таки осудил США за то решение и был среди 128 стран, проголосовавших в 2017 г. «за» резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН по Иерусалиму, фактически призывающую объявить недействительным решение президента США Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля. В принятой резолюции государства — члены ООН подтвердили особый статус Иерусалима и подчеркнули, что любые меры, направленные на его изменение, «не имеют юридической силы». Так что готова ли нынешняя власть Армении пойти на ухудшение отношений своей страны с мусульманским миром, в частности с тем же Ираном, который также весьма остро реагировал на узаконение оккупации Восточного Иерусалима, если во время визита Н. Пашиняна его и принимать будут в Иерусалиме (как в столице…), и посольство предложат открыть в этом городе? Вопрос, ответ на который мы даже не станем пытаться прогнозировать.

 3
Иерусалим
 Dan

А далее было 12 марта с его совместным заседанием (явно экстренным, пусть даже заседанию предшествовала затяжная подготовительная работа) Советов безопасности Армении и Арцаха — НКР под председательством Н. Пашиняна и президента НКР Бако Саакяна. Естественно, что нюансовые темы и мнения — они остались за закрытыми дверями. Мы умышленно предлагаем отказаться от версирования и прогнозирования и в отношении данного совместного заседания Совбезов Армении и Арцаха — НКР. Причина проста: всё, что до сего «места» нами было изложено, так или иначе связано с тем, что и Армения, и Азербайджан направляли своих посланников в Иран. Впрочем, один намёк мы всё же сделаем — мы помним, что в 2019 г. традиционная армянская партия «Армянская революционная федерация» (Дашнакцутюн) [АРФ-Д] вполне ожидаемо провела свой очередной съезд, именующийся Общим собранием, именно в Арцахе, в Степанакерте. Мы также знаем, что единственной армянской партией, в той или иной мере действующей среди армянской общины Ирана, является именно АРФ-Д, и армянские депутаты иранского Мажлеса (парламента), как правило, или члены АРФ-Д, или сочувствующие этой партии. Известно также, что во время встреч премьер-министра Армении Н. Пашиняна в Тегеране и Исфахане в залах, где он общался с иранскими армянами, висел вполне хорошо известный в Армении лозунг-заявление одного из активнейших участников ещё «Карабахского движения», героя освободительной войны Леонида Азгалдяна, погибшего ещё в 1992 г.: «Арцах — это Армения, и — точка». Такова цепь событий, ведшая армянского премьера к совместному заседанию Совбезов Армении и НКР в Степанакерте. И помнится, что официальный представитель МИД Ирана Бахрам Кассеми, ныне назначенный иранским послом во Франции, даже был вынужден объясняться с МИД Азербайджана из-за использования армянами Ирана данного лозунга во время встреч с Н. Пашиняном…

Нетерпеливые читатели обоснованно могут удивиться — а к чему всё это сейчас напоминается? И вот с этого момента начинается самое странное, но и — интересное. Азербайджанские в основном СМИ внезапно 10 и 12 марта начали сообщать о неких боестолкновениях на ирано-азербайджанской границе. Предлагаем внимательно ознакомиться с этими сообщениями. По данным Госпогранслужбы Азербайджана, около 06:50 утра 10 марта вооружённые лица предприняли попытку перейти на территорию Азербайджана из Ирана. В ответ требования и предупредительный выстрел азербайджанских военнослужащих, нарушители открыли огонь. В результате перестрелки младший сержант Сахавет Мамедов получил пулевое ранение в область груди, рядовой Джабраилов Видади — в руку. Оба пограничника были доставлены в госпиталь, но жизнь Мамедова Сахавета спасти не удалось. Согласно сообщению, сами нарушители сбежали обратно на территорию Ирана. Возбуждено уголовное дело. Известно об этом боестолкновении, что попытка незаконного пересечения границы имела место на служебной территории пограничного отряда «Горадиз» вблизи села Бала Бахманли Физулинского района Азербайджана. Подчеркнём — это именно зона конфликта между Арцахом — НКР и Азербайджаном…

Уже 12 марта пресс-служба Госпогранслужбы Азербайджана сообщила, что азербайджанские пограничники ночью того дня обнаружили шестерых вооружённых нарушителей границы, которые предприняли попытку проникновения на территорию закавказской республики со стороны Ирана. Инцидент произошёл в 00:07 по местному времени на служебной территории погранзаставы вблизи села Остаир Ярдымлинского района республики. А это уже, отметим, Талышстан, ближе к Талышским горам. Погранзастава была поднята по тревоге. Обнаружив нарушителей, азербайджанские пограничники преследовали их у границы и приказали остановиться. Однако злоумышленники не подчинились и открыли огонь. Пограничники применили оружие, после чего один из нарушителей границы был убит на месте. Его сообщники, воспользовавшись темнотой и сложным рельефом местности, сбежали обратно на иранскую территорию. О происшествии были незамедлительно проинформированы иранские пограничники, которые также присоединились к поиску нарушителей. В результате осмотра территории рядом с ликвидированным нарушителем границы было обнаружено четыре тюка с героином и опиумом, большим количеством сильнодействующих психотропных препаратов, одно охотничье ружьё и патроны. Начальник Госпогранслужбы Азербайджана генерал-полковник Эльчин Гулиев отдал распоряжения о продолжении оперативно-разыскных мероприятий. Позднее Гулиев провёл встречу с пограничным комиссаром Муганского участка Ирана, на которой обсудил совместные мероприятия по розыску нарушителей границы.

Продолжение читайте здесь

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.