Одним из самых резонансных событий последних дней в Армении стал демонтаж кафе около Национального академического театра оперы и балета имени А.Спендиаряна в Ереване с целью восстановления там «зеленой зоны». Что привело к столкновениям между сотрудниками мэрии, полиции и протестующими против демонтажа сотрудниками кафе.
Возврат в революционную весну
В четверг кадры из центра Еревана напоминали хронику «бархатной» революции 2018 года. Как и прошлой весной, протестующие перекрыли перекресток улицы Туманяна и проспекта Маштоца, а полицейские пытались его разблокировать, заодно подвергая приводу в отделения полиции протестующих. Полицией было задержано более 20 человек, которых после составления протокола об административном правонарушении отпустили.
Были и пострадавшие, как среди участников акции протеста, так и полицейских. При этом один из полицейских, применивший насилие в отношении протестующих, был привлечен к ответственности. «Была распространена видеозапись о том, как служащий полиции на площади Свободы руками и ногами наносит удары человеку. По распоряжению начальника полиции Валерия Осипяна в управлении внутренней безопасности по поводу этого инцидента начато служебное расследование, а полномочия сотрудника полиции приостановлены. О результатах будет сообщено после завершения расследования», - сообщила пресс-служба Полиции.
Протестующие объясняли свои действия тем, что демонтаж кафе приведет к потере работы сотен людей. «Дайте нам возможность работать!» - кричали они. А также обвиняли мэрию в том, что демонтаж идет выборочно, и касается не всех кафе в районе Оперного театра.
Озабоченность тем, что демонтаж затрагивает не все кафе выразил и руководитель фракции «Луйс» Совета старейшин Еревана Давид Хажакян. Заявивший, что есть информация о том, что демонтажу не подлежат кафе, принадлежащие некоторым влиятельным людям, в частности бизнесмену и экс-депутату Самвелу Алексаняну.
Реакция мэрии
Мэр Еревана Айк Марутян на происходившие в четверг столкновения отреагировал записью на своей странице в Facebook. «Сегодня мы осуществляем нашу многолетнюю мечту – освобождаем окрестности Оперы и возвращаем атмосферу культурного очага. Он отметил, что это лишь начало процесса, он будет непрерывным. Я благодарен всем ереванцам за поддержку в этом вопросе, мы чувствуем вашу поддержку. Возвратим Еревану его культурный облик», - заявил он.
А уже вечером, в эфире Общественного телевидения Армении (ОТА) Марутян более подробно представил позицию мэрии в этом вопросе. Заодно обвинив некоторых владельцев кафе в незаконном строительстве, а также получении сверхприбылей с помощью заключенных со старой властью арендных договоров, выплаты по которым в десятки раз меньше рыночной цены.
По словам мэра, будут постепенно, поэтапно демонтированы все кафе в этом районе, а на их месте посажены деревья и создана «зеленая зона». «Это не просто парк, это территория возле здания Оперы. Мы считаем, что атмосфера должна соответствовать этому обстоятельству»,- подчеркнул он.
Марутян также заявил, что мэрия готова помочь с трудоустройством сотрудникам кафе, которые после демонтажа останутся без работы. При этом назвав преувеличенным озвучиваемое владельцами кафе число людей, которые могут остаться безработными в результате демонтажа. «Собственники многих заведений, расположенных в других частях города, готовы принять этих людей. Проблемы этих людей – наши проблемы», - отметил мэр.
Мэр также остановился на вопросе законности действий по сносу кафе, подчеркнув, что все действия мэрии законы. Он отметил, что еще в декабре собственников кафе информировали о предстоящем сносе, 13 февраля хозяйствующим субъектам были разосланы уведомления о необходимости освободить территорию. Что же касается заявлений собственников и сотрудников кафе, что у них есть действующие еще насколько лет договора об аренде территории, то Марутян заявил, что договорами об аренде предусмотрено, что мэрия имеет право расторгнуть их за месяц до расторжения соглашения проинформировав об этом другую сторону.
В ожидании новых акций протеста
Участникам акции протеста удалось в четверг остановить работу техники, хотя представители мэрии пообещали, что процесс демонтажа не остановится, и работы на следующий день будут продолжены. И в пятницу под надзором полиции работы продолжились. На этот раз в более спокойной обстановке, без столкновений с протестующими.
Этому способствовало и то, что сеть кофеен «Джазве» (основные столкновения вчера произошли при демонтаже именно их кафе у Оперы) выразила сожаление в связи с происходящим событиями, в результате чего пострадали гражданские лица и полицейские. Компания заявила, что является сторонником урегулирования проблем путем диалога и намерена перевести борьбу в правовую плоскость.
«Этот факт сам по себе подсказывает, что надо остановиться незамедлительно. Ни один бизнес-интерес, ни политика не стоят человеческих жертв, и мы четко осознаем это… Учитывая сложившуюся взрывоопасную ситуацию, призываем всех владельцев кафе-партнеров и сотрудников прекратить акции протеста и перенести борьбу исключительно в правовую плоскость», - говорилось в сообщении компании.
Однако, судя по всему, как столичной мэрии, так и в целом властям, предстоит еще неоднократно столкнуться с акциями протеста по самым различным поводам. К примеру, мэрия уже начала борьбу с уличной торговлей, заявила о возможности резкого повышения стоимости парковки в центре города, что ожидаемо вызовет волну протеста.
И надо заметить, что власть уже приучила за последние месяцы общественность, что готова отказаться от своих планов в случае сильной волны протестов, как это, например, сучилось в вопросе импорта праворульных машин.
«Люди уже привыкли, что поднятие волны протеста против действий новых властей, их реформ, перекрытие улиц приводит к тому, что власти очень быстро отступают. Создается впечатление, что люди несерьезно воспринимают намерения и действия властей. Поэтому сейчас по каждому поводу люди выходят на улицу, так как видят слабость в поведении властей»,- заявил Пресс-клубу «Содружество» политтехнолог Виген Акопян.
В этой связи он заметил, что если власть уверена в своей правоте, в обоснованности планируемых действий, она должна быть готова защищать свои решения, даже если они не популярны.