Вот что сообщает об Азербайджане в «Очерках русской смуты. Октябрь 1918 – январь 1919», генерал А. И. Деникин, воевавший во время гражданской войны на Южном Кавказе: «Всё в Азербайджанской республике было искусственным, “ненастоящим”, начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимающая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елисаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединённая турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе… Искусственная государственность, так как на этих землях, лежавших на пути великого переселения народов и подвергавшихся воздействию разнообразных культур сменявшихся завоевателей, жили всегда разрозненные племена, враждовавшие друг с другом и доныне ещё сохранившие черты кочевого быта». Таким образом, в 1918 году, на значительной части территории восточного Закавказья, никогда не называвшейся Азербайджаном, появилась новообразованная республика Азербайджан.
На заре создания историографии новообразованного Азербайджана, её основоположник Е. А. Пахомов, в своём «Кратком курсе истории Азербайджана», изданном в Баку в 1923 году, подтверждает эту версию, но, при этом утверждает: «Думать же, что тут играли какую нибудь роль сураханские вечные огни, невозможно, так как название Азербайджана никогда не распространялось на земли севернее Аракса (здесь и далее подчёркнуто мною). Только в 1917 г. (должно быть в1918 –Б.А.) при распадении закавказского сейма на Грузию, Армению и восточное Закавказье, возникло предположение основать государство, объединяющее всех т. наз. «азербайджанских тюрок», как в России, так и в Персии. Этому государству провизорно (т.е. временно – Б.А.) было дано название Азербайджана. Идею эту осуществить не удалось и в состав новой азербайджанской республики вошло только восточное Закавказье, но название пришлось оставить за отсутствием лучшего, так как исторические имена Ширвана, Аррана и пр. указывают лишь на отдельные части республики». И это не гипотеза Пахомова; он, как и издатели его книги, современник этого события и знал Баку до 1918 года, когда этот город ни кто не связывал с Азербайджаном – северной провинцией Персии.
Красноречиво говорит об искусственности этого образования (Азербайджанской республики) вопрос студента-бакинца, заданный крупнейшему востоковеду академику В. В. Бартольду: «Имеем ли мы право, называть себя Азербайджаном, или это есть Ширван?» (как видим, для жителей новоявленного Азербайджана это название, ещё в 20-х годах, было непривычным). Академик отвечает так: «Ширван никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию нынешней Азербайджанской республики. Ширван это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города как Гянджа и др. никогда в состав Ширвана не входили. И если, нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяют сейчас Азербайджанскую республику, то, скорее всего, можно было бы употребить название Арран. Но термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое, т. к. по составу населения они имеют очень большое сходство…». (стенограмма курса лекций академика В.В. Бартольда «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира», изд. в Баку 1925 г. стр. 57). Не мешало бы, создателям искусственной истории Азербайджана ознакомиться с этими и другими интересными материалами.
В комментарии использованы фрагменты из моей статьи «Западный Азербайджан», что это за географические новости?». Её можно прочитать в Интернете, набрав это название.
Cсылка оригинала: https://nashaarmenia.info/2019/03/11/
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.
print
Распечатать