Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта выступили с заявлением, в котором, помимо анонса предстоящей первой официальной встречи премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева, содержался и ряд интересных тезисов о текущем состоянии переговорного процесса и собственном видении посредников путей мирного урегулирования карабахского конфликта.
В частности, положительно оценив факт отсутствия в последнее время случаев гибели людей на передовой, сопредседатели в очередной раз призвали стороны активизировать усилия для подготовки населения к миру. Они особо остановились на последних заявлениях руководств Армении и Азербайджана, подвергнув критике как намерения Еревана вернуть в переговорный процесс сам Нагорный Карабах (Арцах) и нежелание возвращать освобождённые территории вокруг бывшей НКАО, так и намерение Баку решить конфликт силовым путём.
«Мы вновь подчеркиваем важность снижения напряженности и минимизации воинственной риторики. В этом контексте мы призываем стороны воздерживаться от заявлений и действий, предполагающих существенные изменения ситуации на местах, предвосхищающих исход или создающих условия для последующих переговоров, требующих односторонних изменений в формате без согласия другой стороны, либо указывающих на готовность возобновить активные боевые действия», — подчеркнули они.
Сопредседатели вновь отметили, что урегулирование конфликта должно основываться на принципах Хельсинкского заключительного акта, включая неприменение силы или угрозу силой, территориальную целостность и право народов на самоопределение.
«Оно также должно включать дополнительные элементы, предложенные президентами стран — сопредседателей в 2009—2012 годах, в том числе: возвращение прилегающих к Нагорному Карабаху территорий под контроль Азербайджана; временный статус Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправление; коридор, соединяющий Армению с Нагорным Карабахом; будущее определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха посредством юридически обязывающего волеизъявления; право переселенцев и беженцев на возвращение в свои прежние места проживания; международные гарантии безопасности, которые будут включать миротворческую операцию. Данные принципы и элементы должны быть основой любого справедливого и прочного урегулирования конфликта и их необходимо рассматриваться как единое целое. Любая попытка поставить одни принципы или элементы над другими сделает невозможным достижение сбалансированного решения», — детализировали сопредеседатели МГ ОБСЕ план урегулирования, лежащий сейчас на столе.
В целом, ничего нового посредники не сообщили — это фактически те же Мадридские принципы, предложенные ещё при Роберте Кочарянеи принятые позднее Сержем Саргсяном, и вариант урегулирования, который стороны чуть не подписали в 2011-м году в Казани.
На этом фоне довольно странно выглядит критика сопредседателей и реакция на их заявления со стороны представителей прежних властей Армении, которые, согласившись на Мадридские принципы, все эти годы надеялись лишь на то, что Баку не подпишет какой-либо план урегулирования, даже теоретически подразумевающий независимость Нагорного Карабаха. Сейчас новые власти стоят перед трудной дилеммой: продолжить и довести до логического конца процесс, начатый их предшественниками, или отвергнуть его, инициировав новый процесс, на фоне критики со стороны международного сообщества, угрозы дестабилизации ситуации на передовой и возобновления военных действий.
Не исключено, что свергнутый экс-президент Армении Серж Саргсян сейчас мысленно признателен «бархатной» революции за то, что она освободила его от этого трудного выбора, переложив всю ответственность за последующие развития в карабахском вопросе на Никола Пашиняна.
Нового премьера в данном случае можно обвинять лишь в ряде тактических ошибок, вызванных неопытностью, а также присущей новым властям тягой к поспешным, не до конца просчитанным шагам. К примеру, достигнутая на ногах «в лифте» договоренность Пашиняна с Алиевым во время саммита СНГ 28 сентября в Душанбе хоть и привела к временному снижению напряжённости на передовой, однако позволила азербайджанским властям фактически отправить в небытие договорённости в Вене, Санкт-Петербурге и Женеве. А согласие на продолжение переговоров с Алиевым после заявлений о том, что он представляет лишь Армению, а Арцах должны представлять власти в Степанкерте, было неоднозначно воспринято как в самой Армении, так и за её пределами. Не говоря уже о том, что в заявлении сопредседателей фактически выражена поддержка позиции Азербайджана, выступающего против возвращения в переговорный процесс представителей Нагорного Карабаха.
Что примечательно, сами армянские власти, судя по комментарию МИД Армении, считают, что сопредседатели МГ ОБСЕ отреагировали лишь на воинственную риторику и угрозы Баку. Положительным моментом в заявлении армянского внешнеполитического ведомства была лишь констатация факта, что Баку вместо подготовки своего общества к миру готовит его к войне и предупреждение о неприемлемости Ереваном языка угроз и принуждения к переговорам под дулом оружия.
Мировое сообщество в лице сопредседателей в очередной раз отказалось жестко и адресно отреагировать на эти действия и угрозы Азербайджана. С другой стороны, после отсутствия конкретных шагов даже в ответ на апрельскую агрессию Баку 2016 года такая реакция уже не удивляет. Сопредседатели хотя и не желают возобновления войны, однако в силу разных причин не хотят (или просто не могут) оказывать давление на Баку, что, естественно, расценивается Ильхамом Алиевым как карт-бланш на продолжение своей политики.
В этих условиях Еревану надо понять, что в планы сопредседателей, представляющих Россию, США и Францию в Минской группе ОБСЕ, входит отсрочка войны за счёт односторонних уступок с армянской стороны. Однако маловероятно, что международные посредники будут действовать консолидировано и станут оказывать реальное давление на Армению.
К тому же любая территориальная уступка со стороны Еревана в рамках предлагаемой ему сегодня формулы «мир в обмен на территории» является лишь временной мерой и грозит войной в более невыгодных для Армении условиях, так как другая сторона конфликта не скрывает, что хочет весь Карабах (а судя по заявлениям Ильхама Алиева даже часть Армении), желательно без армян, и небольшими уступками аппетит Баку не удовлетворить.
Поэтому армянским властям следует твёрдо держаться своей линии — лишь пакетное урегулирование, «территории в обмен на (независимый) статус» Арцаха, и быть готовыми к тяжёлому периоду эскалации напряжённости на передовой вкупе с критикой сопредседателями «неконструктивной позиции» Еревана. И только если удастся пройти этот этап без больших потерь, Пашинян сможет откреститься от «мадридского» наследия своих предшественников, претендовать на новый переговорный формат с участием представителей Нагорного Карабаха.