Взгляд из Еревана, конечно, не позволит охватить все процессы, происходящие за год до выборов в Карабахе, но есть ощущение, что это невозможно даже из Степанакерта, настолько велико число деятелей, претендующих на высшие посты. Почти каждый наступивший день приносит новости стартовавшей необычно рано предвыборной гонки.
Вот и вторник не обошелся без отчасти неожиданной информации: о создании политической партии объявил пресс-секретарь президента Карабаха Давид Бабаян. Партия будет называться Консервативной, а анонсирована она была модным нынче образом — через социальную сеть Facebook.
"После долгих размышлений, воодушевившись поддержкой множества друзей и единомышленников, я решил создать вместе с ними новую политическую силу – Консервативную партию Арцаха. В основу идеологии нашей партии заложены тезисы сохранения национальных ценностей, наших успехов и побед, достигнутых ценой больших жертв, а также эффективное и профессиональное противостояние современным вызовам в сложившихся реалиях. Для нас суверенитет Арцаха, высокий уровень безопасности, социальная справедливость и демократия, защита окружающей среды являются исключительными ценностями. Во внутриполитической жизни мы не выступаем против кого бы то ни было и никого не считаем врагом. Более того, для нас неприемлемы любой раскол или поляризация в обществе. Наша величайшая сила заключается в нашем единстве", - пишет Давид Бабаян.
Собственно, под этими словами, наверное, подпишется каждый из претендентов на пост президента.
И если в слово "консервативная" в названии партии вложена соответствующая идеология, то интрига только нарастает: ведь с учетом местных реалий, часто серьезно отличающихся от ереванских, например, "консервативность" по-карабахски может обогатиться специфическими смысловыми нюансами. Необходимыми, впрочем, нюансами, в условиях немногочисленного населения и особого местного менталитета.
Все, кто на этот момент объявил о своем участии, — фигуры интересные и достойные. Араик Арутюнян, более десятилетия занимавший важные и высокие посты, не скрывает, что станет проводником нового политического курса Еревана в Карабахе.
"Выражаю благодарность президенту Саакяну, который с 2007 года предоставил возможность более 11 лет служить моей стране и народу", - говорит Арутюнян.
Как всегда сдержан и немногословен Виталий Баласанян, секретарь Совета безопасности Карабаха. "Если со стороны народа будет широкая поддержка и содействие, то, без сомнения, выдвину свою кандидатуру и вступлю в президентскую гонку", - сказал Баласанян, который по-военному четок и точен. Рейтинг его, судя по некоторым косвенным данным, в Карабахе растет: авторитет Баласаняна всегда был высок, а к этому добавилось и то, что он недвусмысленно осудил уголовный процесс против экс-президента Армении Карабаха Роберта Кочаряна.
Скорее всего, намерены принять участие в грядущих выборах председатель парламента Карабаха Ашот Гулян и глава МИД Масис Маилян. Они пока не особенно афишируют свои намерения, но проводят встречи и консультации.
А вот экс-министр обороны и бывший командующий Армией обороны Карабаха Самвел Бабаян, как и подобает военному человеку, идет к своей цели напролом, несмотря на различные обнаруживающиеся на пути препятствия. Дело в том, что существует конституционный запрет на занятие высших постов, если претендент последние 5 лет не проживал в Карабахе постоянно. Для решения проблемы Бабаян занялся сбором подписей.
Тут есть еще одна коллизия. Ранее адвокаты Самвела Бабаяна подали обращение в полицию с целью "восстановления его гражданства и устранения беззакония". "Не знал, что меня лишили гражданства", - сказал он, добавив, что "лишение его гражданства произошло с нарушением властями норм Конституции".
История во многом пока непонятная, так что не станем делать предположения, подождем конкретики.
В любом случае Степанакерту нужен решительный лидер. О соответствующих качествах некоторых из потенциальных кандидатов знают все, остальные должны будут свою решительность продемонстрировать. Более или менее оправданные прогнозы можно будет делать лишь после того, как круг претендентов определится окончательно. Хотя до этого может пройти немало времени.