Коснувшись на прошлой неделе проблемы Нагорного Карабаха, во время представления правительственной программы в Национальном Собрании, премьер-министр Армении Никол Пашинян еще раз подчеркнул, что для нас крайне важно, чтобы Арцах играл решающую роль в определении своей собственной судьбы.
Еще в мае прошлого года, на следующий день после своего избрания премьер-министром, он объявил в Степанакерте, что может и должен вести переговоры от имени Армении, но не может вести переговоры от имени Арцаха, и подчеркнул, что «Республика Армения всегда была и остается гарантом безопасности Арцаха. В НС он внес некоторую четкость: «Одним из наших самых важных вопросов в переговорном процессе и одним из наших самых важных вопросов в переговорных контактах является полное вовлечение Арцаха в переговорный процесс. Эта история и этот подход не нов, и это имеет известные из прошлого несколько развитий, важных событий, и за это время было сформировано определенное содержание».
Это содержание стало известно из речи Пашиняна в Национальном Собрании, о том, что участие Арцаха в переговорном процессе было одним из важнейших пунктов наших обсуждений за это время. «И из прошлого известно, что азербайджанская сторона всегда на предложения и темы участия Арцаха в переговорном процессе реагирует следующим образом: если армянская сторона вовлекает в переговоры Арцах в качестве переговорной стороны, то азербайджанская сторона, в свою очередь, привлечет представителей так называемой азербайджанской общины Карабаха».
Он добавил, что эта позиция нуждается в уточнении. «Весь вопрос в том, что азербайджанская община Карабаха всегда участвовала и в настоящее время участвует во всем переговорном процессе, и фактически даже не было даже одного переговорного обсуждения, где азербайджанская община Нагорного Карабаха не была бы представлена и не участвовала. Как? По той простой причине, что азербайджанцы Карабаха, так называемая азербайджанская община Карабаха, участвуют в президентских выборах в Азербайджане, являются гражданами Азербайджанской Республики, и, следовательно, президент Азербайджана избирается также и азербайджанской общиной Карабаха, и, следовательно, президент Азербайджана и правительство Азербайджана, Парламент Азербайджана имеют мандат представлять этих людей», – сказал Пашинян.
Эта позиция, с точки зрения переговорного процесса по Карабаху, насколько бы не подчеркивала фактор Арцаха, тем не менее, легко подтасовывается и представляется в совершенно иной логике со стороны Баку, в чем мы убеждаемся, рассмотрев заявления, прозвучавшие в последние дни из Баку. Примечательно, что официальный Ереван в освещении позиции армянской стороны по вопросу участия Арцаха демонстрирует подходы к деструктивной позиции Азербайджана. По словам Пашиняна, «позиция Азербайджана, согласно которой, если армянская сторона настаивает на полном участии Карабаха, Азербайджан, в свою очередь, потребует участия азербайджанской общины Карабаха, поднимает ряд вопросы», в частности, «если руководство Азербайджана не уполномочено представлять весь Азербайджан и народ Азербайджан, то по какому мандату это правительство вообще участвует в переговорах?».
По-видимому, Пашинян понимает, что проводимая Азербайджаном политика отрицания в конечном итоге приведет к тупиковой ситуации в переговорном процессе, что, в свою очередь, повысит риск возобновления войны. Возможно, осознавая эту опасность, Пашинян продолжает: «Если Азербайджан готовит свой народ к войне, наш ответ будет аналогичным». Отвечая на один из вопросов депутатов о том, что он имел в виду под «подготовкой народов к миру», он заметил: «На это определение следует обратить основное внимание. Если правительство одной страны не готовит свой народ к миру, то правительство другой страны, являющейся стороной конфликта, или стороны за столом переговоров не может готовить свой народ к миру. То есть этот процесс не может быть односторонним». Затем он уточнил. «Если наш сосед готовит свой народ к войне, наш ответ будет адекватным. Будем надеяться, что наш сосед откажется от такого образа действий».
Пашинян отмечает подчеркнуто последовательную позицию официального Еревана, указывая на важность голоса Арцаха. Очевидно, что армянская дипломатия преследует цель сделать участие Арцаха в переговорном процессе главным возможным достижением Пашиняна. Но удастся ли это?..
Неделю назад официальный Ереван не исключал, что встреча на высшем уровне по Арцаху состоится в случае выполнения некоторых условий. В интервью радиостанции «Спутник Армения», пресс-секретарь премьер-министра Владимир Карапетян отметил: «Четкая позиция армянской стороны заключается в том, что Арцах должен быть частью переговоров. У нас вызывает недоумение то, что президент Азербайджана упорно отказывается общаться с властями Арцаха. Премьер-министр Пашинян неоднократно заявлял, что он правомочен представлять и представляет Республику Армения вместо того, чтобы представлять Арцах на переговорах вместо него. Следовательно, я думаю, вполне логично, чтобы был налажен прямой контакт между властями Арцаха и Азербайджана. На данном этапе, возможно, мы еще не достигли этой ситуации, но я думаю, что поиски и уточнение позиций непременно помогут в этом». Что касается Мадридских принципов, то, по словам Владимира Карапетяна, ни Армения, ни Азербайджан, ни посредники Минской группы ОБСЕ не говорят о них, из чего, по его мнению, можно сделать соответствующий вывод.
Таким образом, официальный Ереван констатирует, что, во-первых, Мадридские принципы более не актуальны. Это означает, что переговаривающие стороны представляют новые подходы, и, по крайней мере, несколько встреч министров иностранных дел, которые были довольно продолжительными и длились несколько часов, находятся именно на этапе уточнения этих подходов.
Оценки армянской стороны широко интерпретируются со стороны азербайджанских властей, конечно же, с точки зрения их представлений и интересов. Как манипулирует официальный Баку требованием о прямых контактах между властями Арцаха и Азербайджана, в следующем материале.