Араму Симоняну, ректору Ереванского государственного университета, пока удается сдерживать "революционные" наскоки и оставаться на своей должности. Он говорит, что если уйдет сейчас, то, фактически, распишется в малодушии, косвенно признается в том, в чем не виноват, бросит университет и коллег. В 2020 году заканчивается срок полномочий Симоняна – отчего бы не подождать немного? Ректор говорит, что уйдет тогда сам.
Не станем сейчас рассказывать историю стартовавшей еще прошлым летом кампании против Симоняна, не будем становиться на ту или иную сторону, хотя можно утверждать, что если бы комиссии в ходе проверок нашли в ЕГУ что-нибудь криминальное, ректор уже давно находился бы под следствием. Это как минимум.
Просто возьмем несколько положений его речи, сказанной на внеочередном заседании учебного совета главного вуза страны. Симонян, в частности, сказал о том, что широкомасштабные проверки в университете осуществляла Государственная контрольная служба Армении, а когда ректор выразил мнение, что он подвергается политическим репрессиям, на это отреагировал глава Службы Давид Санасарян, сказав (среди прочих обвинений), что университету нанесен ущерб в размере 800 миллионов драмов (свыше 1,6 миллиона долларов).
Заявил это руководитель Службы, заметим, еще до окончания проверок – впрочем, предварительные, не основанные на фактах выводы и заявления, присущи представителям новых властей, и не один Санасарян так поступает. И если такой ущерб действительно был выявлен, то почему не воспоследуют соответствующие меры. Это тоже непонятно.
Вот что сказал ректор:
"С объявленных вначале нарушений на 800 миллионов драмов сумма сократилась до 500 миллионов драмов, которая впоследствии вновь была сокращена. Теперь, когда у представителей этой Службы спрашивают, на каком этапе находятся проверки в ЕГУ, они отвечают, что пока они не завершатся, ничего сказать не могут. Заметьте, какая разница в настроениях царит. В нашем случае проверки еще не завершены, а они уже заявляют о злоупотреблениях на 800 миллионов драмов. А теперь очень осторожно говорят, что они должны быть завершены".
Симонян рассказал и о том, что совсем недавно министр образования и науки Армении имел с ним разговор и предложил подать в отставку.
"Я в течение всех этих месяцев говорил, что подходит 100-летний юбилей ЕГУ, и нужно составить правительственную комиссию, но мне объяснили, что она не создается, поскольку хотят отметить этот праздник не со мной, а с другим ректором. Так сказал наш министр", - ответил Симонян.
Ректор ответил тогда, что в отставку не подаст до тех пор, пока все не выяснится, поскольку отставка будет означать признание факта фальсификаций и соучастия в них.
Симонян говорил еще много, но остановимся на приведенном. И опять же не станем пытаться обелить или, наоборот, очернить какую-либо сторону, подумаем логически.
Дело в том, что в выдумках и натяжках, а уж тем более в клевете на госчиновников и госорганы, ректора заподозрить вряд ли можно – у неправды вообще недолгий век, а, скажем, клевета на облеченных властью очень быстро опровергается и следует соответствующая реакция. Если же реакцией считать постепенное уменьшение вменяемой в вину растраченной суммы – с 800 миллионов до 500, а потом еще и еще, то поневоле начинаешь убеждаться, что Симонян излагает все, как есть.
Да и честно говоря, такой образ действий в характере новых властей – заранее, до завершения проверок или расследований, в нарушение презумпции невиновности, обвинять людей в проступках и преступлениях. Это вполне в духе времени, к сожалению, и если это делается осознанно, то объяснение этому одно: уже давно применяются элементы так называемого "переходного правосудия", которого властям очень хочется. Ладно, но тогда нужно хотя бы объявить, что такое "правосудие" настало – хотя бы для того, чтобы пресечь разговоры о тех же репрессиях и безосновательности обвинений.
Впрочем, репрессии и безосновательность обвинений не перестанут быть таковыми даже в этом случае, просто станут рассматриваться под несколько иным углом – с точки зрения "правосудия", которое без кавычек и написать-то невозможно.
Что же касается предложения Симоняну уйти подобру-поздорову, чтобы отмечать юбилей университета без него, то тут и комментировать нечего. Если такое предложение и вправду прозвучало (и прозвучало именно так, как представляет ректор), то это сильный удар по престижу государства, власти, министерства и главного вуза страны. Именно в такой последовательности, и если кто-то не понимает всех масштабов имиджевой катастрофы, то бедствием она от этого быть не перестает.
На самом деле в этой истории, помимо темы "неугодности" кадров "бывших" (а Симонян и не скрывает, что он член Республиканской партии), без сомнения, присутствует и густой замес подковерных интриг, неуемного желания дорваться до власти в одном отдельно взятом вузе, и процессы направляются, в том числе, изнутри самого вуза.
В этом нет ничего удивительного – в любом большом коллективе существует оппозиция руководству, делящаяся на открытую часть, готовую к нормальной конкуренции и здоровым дискуссиям, и на остальных, которые плетут интриги и действуют исподтишка, не гнушаясь многим нехорошим.
Это закон джунглей жизни, вот только возводить его на высокий государственный уровень непозволительно для государства же. Если, конечно, ректор говорит все, как есть.
Если же нет – озвучьте сумму злоупотреблений хотя бы и, если она окажется меньше 800 миллионов, скажите, откуда и почему эти 800 взялись.