Ровно пять лет назад, 18 февраля 2014 года в столице Украины начался самый трагический этап Революции достоинства. Как сообщает Украинское национальное информационное агентство, об этом 18 февраля 2019 года напомнил президент Украины Петр Порошенко во время выступления в Ивано-Франковском академическом музыкально-драматическом театре.
«Ровно пять лет назад мой день начался с того, что я шел в Мариинский парк. […] Было 9 часов. Возле фонтана стояла эта «беркута», которая из помпового оружия стреляла в людей. Так началась самая кровавая страница нашей Революции достоинства. Уже через 15 мин было 11 раненых… на моих глазах, спустя полтора часа трое погибших, которых мы пытались донести до Дома офицеров», – сказал Петр Порошенко.
По инициативе президента Украины присутствующие почтили память Героев Небесной Сотни минутой молчания.
Как сообщает корреспондент Русской службы «Голоса Америки» из Киева, на Аллее Героев Небесной сотни прошла ежегодная тихая акция «Ангелы памяти» в память о погибших во время Революции достоинства.
Первый заместитель председателя Верховной Рады Ирина Геращенко на своей странице в Фейсбуке 18 февраля отмечает, что события пятилетней давности, «эти три страшных дня – навсегда в ее памяти».
«Вечная Память ….. Спасибо, что с Неба теперь защищаете Украину….. Мы обязаны сделать еще очень много, чтобы Украина победила. Украина. А не антимайдан …..», – сделала запись Ирина Геращенко.
История Майдана: 18 февраля 2014
Напомним, что 18 февраля в центре Киева на подступах в Верховной Раде произошли столкновения между правительственными силами и участниками самообороны Евромайдана.
Агентство УНИАН в 2015 году процитировало руководителя медицинской службы Майдана Олега Мусия о том, что количество жертв 18 февраля достигло двадцати погибших. По уточненным данным, число погибших в этот день составило 23, более пятисот пострадало, из них – 37 получили тяжкие ранения.
Во время вечернего выступления на сцене Евромайдана 18 февраля 2014 года, лидеры оппозиции на тот момент, – Арсений Яценюк, Виталий Кличко, Виталий Луценко и Александр Турчинов обратились к украинцам.
«Мы не поддадимся ни на одну их провокацию. Но мы и не отступим – ни на один шаг. Нам отступать некуда: за нами Украина и украинское будущее. Никакого страха, только вера в наши силы, только объединение и единство. Только поддержка друг друга. Мы боремся за наш Майдан» – заявил тогда Арсений Яценюк.
Виталий Кличко отметил, что «оппозиция делает все возможное, чтобы прекратить кровопролитие и найти мирный путь решения проблемы».
«Я просил бы женщин и детей покинуть Майдан. Мы не исключаем штурма Майдана. Я просил бы всех, кто остается на Майдане, сделать все, чтобы исключить дополнительные жертвы, остановить кровопролитие. Мы обращаемся к президенту и силовикам – прекратите кровопролитие!», – призвал в тот день Виталий Кличко.
День Героев Небесной сотни в Украине отмечается 20 февраля в честь подвига участников Революции достоинства и увековечения памяти Героев Небесной Сотни.
Ценности Майдана: против авторитаризма
По мнению заместителя директора Украинского института исследования экстремизма Богдана Петренко, когда говорят о том, что Майдан не удался – то забывают, что стало первопричиной Революции достоинства.
«Майдан не стоял за социалку. Повышение уровня жизни не было целью Революции. Более того, его падение стало следствием не событий на Майдане, а российской интервенции. Первые протестующие вышли за европейский выбор и против поглощения Украины надгосударственными образованиями, которые бы однозначно привели к политическому контроля Кремля над Киевом. С этой ролью Майдан справился: мы пока что не в Евросоюзе, но такой альтернативы, как интеграция в Россию у нас уже не существует», – говорит Богдан Петренкокорреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Он отмечает, что ни у одного из лидеров президентской гонки нет даже намека или желания затормозить евроинтеграционный процесс, При этом каждый из лидеров состязательного политического процесса декларирует желание создать общество с демократическими принципами развития.
«Майдан был протестом против авторитаризма и формирования полицейского государства. Если ориентироваться на риторику сегодняшних оппозиционеров, то мы возвращаемся во времена авторитаризма. Но если принимать во внимание неопределенность результатов будущих президентских выборов, их действительную альтернативность, в таком случае, мы отдаляемся от авторитаризма. Относительно полицейского государства, то у власти сформировался и все еще существует психологический барьер по применению полицейского насилия во время массовых оппозиционных акций. В этом контексте у нас большая проблема – распространение элементов охлократии – власти не народа, а толпы», – подчеркивает Богдан Петренко.
По его словам, на пятый год с момента трагических событий на Майдане в украинском обществе все также остро востребованы «настоящие реформы, особенно, в сфере правосудия, справедливые суды», создание безопасных условий для жизни в Украине.
«Но также одна из самых больших проблем всех революций – это чрезмерные надежды, желание получить быстрый результат, который, разумеется, не воплощается на практике, а потому со временем настроения в обществе могут демонстрировать уныние и разочарованность», – утверждает Богдан Петренко.
«Свои» и «чужие» Революции достоинства
Политолог Ярослав Макитра считает, что сегодня непросто ответить на вопрос, сбылись ли ожидания тех, кто выходил на Евромайдан, оправданы ли все события, которые происходили пять лет назад в центре Киева.
«Среди позитивных моментов усилилась политическая конкуренция внутри страны некоторые вещи сложнее утаить от граждан. Идут реформы, граждане могут свободно путешествовать в Европу. Но наибольший минус в том, что не произошло системных изменений в процессах управления государством и его ресурсами – как была группа кланов, так и осталась по сути десятка семей, которые управляют экономикой и влияют на жизнь страны. Пресловутой “деолигархизации” не произошло. Остались финансово-промышленные группы, которые устанавливают свой порядок, образно говоря, зло остается ненаказанным, и система, которая была во времена Януковича – нельзя сказать, что восстановилась, она просто не рухнула до конца под ударом Майдана», – говорит Ярослав Макитра корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Он также считает, что оккупированная территория, аннексированный Крым, тысячи погибших – это отдельная тема, негативная, которая напрямую не связана с Майданом.
«Рано или поздно военный конфликт с Россией произошел бы. Только бы Украина заявила о своем желании отойти от Кремля, разорвать с ним отношения, это неминуемо привело бы к военному конфликту», – отмечает Ярослав Макитра.
Он считает, что пять лет назад и в последующие годы в обществе появилось не характерное для украинской нации разделение на «свой – чужой», и что этим феноменом в своих интересах манипулируют политики.
«Все, что произошло на Майдане, это был как водораздел в событиях между гражданами Украины – одни «победили» других. Но эти событиямогли пройти мягче, не должно было быть такого жесткого разделения. Не должно было быть разделения страны на «свой – чужой»», – отпечатает Ярослав Макитра.
Он напоминает о небольшом штрихе, который, по его мнению, символизировал в 2014 году два пути развития Украины.
«Когда погибла Небесная сотня, в ее список в первое время зачислили и милиционеров, которые погибли на Майдане, их портреты были в соответствующих документах о Майдане, их поминали на церковных службах и панихидах вместе с другими погибшими участниками Революции достоинства. Этот момент следовало бы сохранить, пусть это звучит сильно по-философски, объединить тем самым нацию», – подчеркивает Ярослав Макитра.