Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Армении Анна Нагдалян во вторник объяснила интересующимся рабочей поездкой в Армению азербайджанского журналиста Шаxина Гаджиева, редактора агентства Turan (агентство позиционирует себя как оппозиционный ресурс) мотивы, по которым таковое разрешение было выдано.
"Министерство иностранных дел получило запрос на разрешение осуществить журналистскую деятельность в Армении. После прохождения соответствующих журналистских процедур запрос корреспондента был удовлетворен", — сказала Нагдалян.
Отклик в армянском обществе на это событие был достаточно бурным, и обсуждения в соцсетях еще продолжаются. Понятно, что рядовое, в общем, событие не вызвало бы ни малейшего интереса, не будь журналист из Азербайджана – именно это обстоятельство породило шквал версий, догадок и словесных экзерсисов в лучших традициях теории заговоров.
Послушать – так прямо шпионский десант прибыл на армянскую землю. Но шпионы проходят по другому ведомству, МИД ими не занимается – а те, кто занимаются, без сомнения, прекрасно знают, кто там шпион, а кто – нет. К тому же вряд ли шпионы станут действовать настолько топорно, XXI век на дворе все-таки, не раннее средневековье.
Видимо, и в Азербайджане есть достаточно выраженное недоумение поездкой Гаджиева, иначе агентство Turan не выступило бы, в свою очередь, с объяснениями, сказав, что темами предстоящих видео- и письменных репортажей будут вопросы карабахского урегулирования и ситуация в регионе. При этом агентством выражена "убедительная просьба не искажать и не добавлять информацию о целях данной поездки".
На самом деле приезд Гаджиева — журналиста, редактора агентства, можно только приветствовать. Человек делает свою работу, а его работа далеко не всегда связана с сидением в уютном редакционном кабинете – нередко приходится предпринимать определенные действия, которые несомненно вызовут непонимание и негодование.
А насчет того, что настолько публичная персона может осуществлять шпионские функции…
Другое дело, что, по логике вещей, за этим событием должен последовать ответный визит армянских журналистов в Азербайджан. И вот это уже намного более интересно.
Во-первых, любопытно узнать, пустят ли вообще в Азербайджан армянских журналистов? А могут не пустить по двум самым важным причинам.
Первая – армянская фамилия. Как сказал недавно азербайджанский посол в России Бюльбюль-оглы, людей с армянскими корнями не пускают в Азербайджан ради их же безопасности — это вполне достаточный повод для отказа.
Другая причина может быть в том, что вряд ли возможно найти армянского журналиста, никогда не бывавшего в Карабахе – таких тоже не пускают, хотя, как знать, могут и сделать исключение по такому случаю, чужая душа – потемки.
Во-вторых: к нам приехал редактор сайта, считающегося в Азербайджане оппозиционным – означает ли это, что в поездку в Баку, если таковая состоится, соберутся оппозиционные новой власти журналисты, или они будут представлять ресурсы, являющиеся ее рупором? Не то, чтобы ответ на этот вопрос слишком уж принципиален, но от него зависит, с каким уклоном будет подана информация по результатам гипотетического визита.
А вообще, приезд журналистов из Азербайджана не должен вызывать беспокойства, наоборот. Пусть приедут, поговорят с политическими деятелями, с экспертами, с коллегами, пусть делают выводы на основе собственных наблюдений и впечатлений. Это не только нормально, а даже очень хорошо.
Потому что нам всем нечего стыдиться и нет причин что-то скрывать – какое мнение вынесут азербайджанские журналисты, пообщавшись с людьми в Армении, можно предугадать с большой вероятностью.
Разве что они общались с очень узким кругом людей, которых мы все (и они сами) знаем поименно – тогда дело другое. Но, во-первых, в таком случае и сами азербайджанские коллеги должны прекрасно понимать, что получили совершенно искаженную картину.
А во-вторых, даже в этом случае нам нечего было бы стыдиться – не единицы определяют общественное мнение.