Встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым в Давосе стала неожиданной для армянской общественности и породила массу версий, подчас панических и невероятных именно из-за того, что не была анонсирована. В ее "случайность" мало кто верит, а значит, как думают многие, армянской стороне есть, что скрывать.
На эмоциях, порожденных такой "скрытностью", и строятся тревожные предположения. Справедливости ради надо сказать, что никогда детали переговоров между лидерами государств по таким деликатным и взрывоопасным проблемам, как карабахское урегулирование, достоянием общественности не становятся.
В то же время, отмечает политолог Ален Гевондян, "непредусмотренных", "случайных" встреч глав государств быть не может.
"Любой человек, мало-мальски знакомый с протоколом, понимает, что "непредусмотренные" встречи невозможны. Есть четкий протокол, регламент, и любые встречи обговариваются, если есть предложение одной из сторон или посредников", - говорит Гевондян.
На фоне очевидных недоговоренностей общество взволновано и активизацией переговорного процесса. Последнее обстоятельство эксперт считает логичным. С одной стороны, Пашинян – новичок в переговорах, ему нужно время и активное общение, чтобы полноценно влиться в процесс, с другой – азербайджанская сторона пытается понять, с какой позицией армянского руководства ей сейчас придется иметь дело, каких можно ожидать уступок или, быть может, наоборот – придется столкнуться с более жесткими подходами.
Гевондян не склонен считать полуторачасовую встречу всего лишь светской беседой, впрочем, как и официальными переговорами. Более того, говорит эксперт, нельзя утверждать, что идет переговорный процесс на уровне лидеров государств. Есть встречи министров иностранных дел, а руководители подключатся, когда главы МИД выведут ситуацию на определенный уровень.
Что касается высказываемого опасения по поводу "сдачи территорий", политолог находит, что ни один руководитель Армении, будучи в здравом уме, не станет на имеющемся этапе урегулирования вести на эту тему серьезных обсуждений. Это будет означать неизбежную смену власти с непредсказуемыми для всех последствиями.
Формулировка о "подготовке народов к миру" тоже нашла живейший отклик в армянском обществе и СМИ, и реакция эта была, в основном, тоже тревожной. Однако нужно постараться разобраться в вопросе с минимумом эмоций, и тогда становится ясно, что "подготовка народа к миру" — по сути два совершенно разных процесса в Армении и Азербайджане.
В Армении, считает эксперт, особенно подготавливать к миру никого и не нужно. Армянский народ давно сделал выбор в пользу мира. Армяне Карабаха, победив в войне, как раз именно мира и добились, и, по сути, основополагающие проблемы в этом плане армянский народ для себя решил, в отличие от соседней страны.
А вот у соседей как раз и имеются проблемы с "подготовкой к миру". Скорее всего, никакой подготовки в Азербайджане не ведется, все остается, как было.
Реальных вариантов достижения урегулирования на сегодняшний день нет. Света в конце туннеля не видно, потому что ни одна из сторон не готова к компромиссам, не готова к ним и общественность, поэтому ждать существенных перемен в риторике и позициях сторон в обозримом будущем нереально.