Тогда, в 2017 году, первое официальное заявление по этому поводу гласило: "В отношении компании Aeronautics Defense Systems Ltd ведется расследование в рамках сделки с известным покупателем".
Раскручивать дело начал Союз расследования международных преступлений полиции Израиля, позднее к нему подключились следственные подразделения минобороны."Известный покупатель", названный столь по-еврейски уклончиво, недолго пребывал анонимным. По крайней мере в Армении отлично было известно, что покупателем этим выступает соседняя страна – еще в 2016 году Азербайджан применил дрон-камикадзе израильского производства для поражения автобуса, в результате чего погибли 7 армян.
Однако судебный иск компании был предъявлен в связи с тем, что осенью 2017 года представители ВС Азербайджана, собирающиеся приобрести новые израильские беспилотники, попросили сотрудников Aeronautics Defense Systems, прибывших в Азербайджан, показать возможности дронов-камикадзе Orbiter 1K. Для этого операторам беспилотников предложили нанести удар по армянским позициям, расположенным на границе между двумя странами.
Израильские операторы отказались исполнить просьбу, однако менеджеры компании, обвинив первых в том, что по их вине может сорваться выгодный контракт, зарядили дроны сами и взяли под прицел армянские позиции. Поразить их не удалось, а один из беспилотников упал в 100 метрах от позиций армянских ВС в Карабахе.
Насколько можно судить, расследование велось кропотливо и подробно, особой утечки информации не было, и вот на днях ресурс The Times of Israel сообщил о том, что Минобороны страны приостановило экспортные лицензии трех руководителей ADS. В частности, приостановлена лицензия генерального директора Амоса Матана, его заместителя Меира Ризмовича и еще одного сотрудника. Решение останется в силе до вынесения приговора.
Говорится также о том, что компания направила своих сотрудников в Баку, чтобы продемонстрировать там свою продукцию: здесь БПЛА нагрузили взрывчатым веществом и направили их на позиции противника с миссией "камикадзе". В протесте сказано, что во время демонстрации БПЛА типа Orbiter 1K ВС Азербайджана компанию попросили провести испытания на армянских позициях. По законам Израиля, подобные испытания являются противозаконными: на это требуется специальное разрешение. "Маловероятно, чтобы ADS получила такое разрешение, поскольку Израиль не считает Армению вражеским государством", — говорится в документе.
Эксперт Тарон Ованнисян считает, что либо у азербайджанской стороны не было специалистов, умеющих работать именно с этой моделью дронов-камикадзе, либо они просто хотели, чтобы производитель сам продемонстрировал возможности своей разработки, и соответствующая просьба была озвучена.
Слово "просьба" в предыдущем абзаце нужно бы взять в кавычки, по весьма простой и очевидной причине. Допустим, что азербайджанские "просители" могут не знать израильских законов или просто не быть семи пядей во лбу. Но представители самой компании не могли не понимать, что исполнение азербайджанской просьбы чревато очень нехорошими последствиями и для их работодателя, и для них самих.
Что подсказывает в таком случае элементарный здравый смысл? Как ни крути, а вывод можно сделать только один: "просьба" имела настолько соблазнительный облик в денежном выражении, что менеджеры посчитали, что, выполнив ее, они останутся в хорошем выигрыше, даже если потеряют работу, а родная компания пойдет под суд – не за "спасибо" же они расстарались, и не ради красивых азербайджанских глаз.
Ничего нового в поведении соседей, впрочем - они действуют обычными своими методами.
Тарон Ованнисян отмечает оперативную реакцию соответствующих израильских органов. Вообще, Тель-Авив очень жестко реагирует на нарушение представителями местных компаний принципа невмешательства в конфликты, в которые Израиль не вовлечен. Поскольку практически вся информация по делу ADS признана строго конфиденциальной, мы сейчас можем делать лишь предположения об окончательных итогах расследования.
Однако похоже, что предположения эти можно делать с большой степенью точности.