Соединенные Штаты в лице президента и госсекретаря окончательно перестали соблюдать хотя бы минимальные требования приличия, поддерживая митингующую в Венесуэле против избранного президента Мадуро оппозицию. Вашингон понять можно – столько пощечин, хлестких, но вполне заслуженных, сколько Штаты получили от предыдущего главы страны, ныне покойного Уго Чавеса, они получали разве что от молодого Фиделя. Да, еще от вьетнамцев в свое время.
Спикер оппозиционного парламента Венесуэлы Хуан Гуаидо проснулся в среду утром и сразу же объявил себя президентом. Тут же где-то в Вашингтоне госсекретарь Марк Помпео допил кофе и стал штудировать венесуэльскую конституцию, читал долго и дошел до 233 статьи основного закона южноамериканского государства. После чего в Twitter появилась пафосная запись.
"Соединенные Штаты признают смелое решение Хуана Гуайдо взять на себя роль временного президента в соответствии со статьей 233 Конституции Венесуэлы. Мы поддерживаем парламент и их усилия по созданию переходного правительства и подготовке Венесуэлы к свободным и справедливым выборам", - написал Помпео.
В том, что в современном мире о признании самозваных президентов (при наличии избранного) начали объявлять в соцсетях, нет ничего удивительного, время такое. А вот как англосаксы готовят страны к "свободным и справедливым" выборам, не понаслышке знают Ирак и Ливия, Сирия и даже Сербия. Более того, это представляет даже турецкий президент Эрдоган.
Решительно и жестко расправившись с попыткой государственного переворота в своей стране (очень похоже, что именно им самим и организованной) Реджеп Эрдоган преисполнился решимости стоять отныне за всех тех, против кого направлены государственные перевороты, и выразил братскую поддержку Мадуро. Во всяком случае, Ибрагим Калын, пресс-секретарь турецкого президента, сообщил, что его шеф связался с Каракасом и сказал: "Мой брат Мадуро! Держись крепко, мы рядом с тобой!".
А глава МИД Турции Чавушоглу сказал очень правильные слова: "В последнее время США и некоторые латиноамериканские страны вмешиваются во внутренние дела Венесуэлы. В ней есть избранный президент, в то же время спикер парламента объявил себя президентом, и некоторые страны это признают. Это очень странная ситуация, она может привести к хаосу".
И Эрдогану, и Чавушоглу, и всем на свете прекрасно известно, что именно хаоса и добивается Вашингтон, поскольку хаос и есть то состояние того государства и общества, где Соединенные Штаты возжелали поставить у власти "своего парня".
Ситуация в Венесуэле мало располагает к веселью, но нельзя не усмехнуться, пусть и горько, реакции Вашингтона на заявление Мадуро о разрыве дипотношений с США. Венесуэльский президент дал американцам 72 часа на то, чтобы собрать вещи и покинуть территорию страны.
Штаты заартачились, словно молодая жена, которую выставляют из мужниного дома за невинную шалость – не хотим уезжать, мы здесь, мол, прописаны. Насколько такое поведение согласуется с общепринятыми правилами поведения в международных отношениях - а никак не согласуется, ведь Вашингтон кого хочет, того и признает. А если вдруг Мадуро пошлет силовиков, чтобы те помогли американской дипмиссии уложить чемоданы, так это будет прекрасный повод для американского военного вторжения, со всеми вытекающими иракско-ливийскими последствиями.
То, что социально-экономическое положение в Венесуэле можно назвать катастрофическим – это чистейшая правда. Как чистейшая правда и то, что эту катастрофу заботливо готовили для богатой углеводородами страны вполне определенные столицы. И уж конечно, отправляться восвояси им сейчас совсем некстати.