Альтернативные дороге через КПП "Верхний Ларс" пути могут быть задействованы только после полноценной имплементации грузино-российского соглашения от 2011 года. Ереван может надеяться на это только после решения политического вопроса между Москвой и Тбилиси. Ситуацию не спасут и швейцарские мониторы компании SGS.
В армянской прессе на днях появилась информация, что до конца февраля могут быть задействованы альтернативные Верхнему Ларсу маршруты через Абхазию и Южную Осетию. Речь идет о коридорах, обозначенных в грузино-российском соглашении 2011 года "О механизмах таможенного администрирования и основных принципах мониторинга товаров".
В сегодняшних реалиях это невозможно, да и в лучшем случае в феврале может состояться встреча в трехстороннем формате между представителями России, Грузии и швейцарской компании SGS. Дело в том, что именно SGS возьмет на себя миссию мониторинга грузов в случае реализации соглашения от 2011 года. Со швейцарцами Грузия подписала контракт 19 декабря 2017 года. Спустя пять месяцев, 18 мая 2018 года, такой же контракт подписала Россия.
От слов к действию?
Однако главный вопрос, когда стороны от слов перейдут к делу. Специальный представитель премьер-министра Грузии по связям с Россией Зураб Абашидзе в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что вопрос прояснится в ближайшее время.
"Мы работаем, контракты подписаны, следующий шаг – имплементация. Стороны работают над практическими шагами", - сказал Абашидзе.
Однако он не пояснил, когда именно это произойдет и подразумевает ли данный процесс задействование маршрутов через Абхазию и Южную Осетию.
"Это вопрос, требующий детального изучения", - кратко ответил он.
Дело в том, что как в Грузии, так и Армении эксперты не раз подчеркивали, что вопрос альтернативной Ларсу дороги носит политический характер. Для задействования коридоров руководство Абхазии и Осетии требует взамен признания Грузией независимости республик. А на это официальный Тбилиси не пойдет.
Пока закрыт Ларс
Политика политикой, а отдуваться за всех приходится импортерам — и не только армянским. Например, в Армении за последние два дня иссякли запасы у компании, поставляющий сниженный газ, и водителям проходилось обходиться бензином. Причиной всему было периодическое закрытие КПП "Верхний Ларс" из-за погодных условий.
"Машины на протяжении 14 дней оставались на КПП, за это время у нас иссякли запасы сжиженного газа. Однако накануне они прибыли, мы пополнили запасы, сейчас все в порядке", - сказали Sputnik Армения в одной из компаний, поставляющих сниженный газ.
В Армении сжиженный газ постепенно набирает популярность, от природного он отличается тем, что легче и безопаснее, да и негативное воздействие на мотор не столь значительное.
Аналогичная картина складывается и с другими импортерами. Более того, хуже идут дела у тех, кто занимается импортом и экспортом товаров в Россию. Ранее, в плену Ларса на несколько дней оказались фуры компании SPAYKA։ около 100 большегрузов оставались на пути в Россию и обратно.
Где выход?
Решить проблему с единственным сухопутным путем, соединяющим Армению и Россию, может только строительство двухполосного тоннеля под Крестовым перевалом. Еще в июле 2018 года департамент автомобильных дорог министерства регионального развития и инфраструктуры Грузии объявил тендер на строительство участка дороги до грузино-российской границы. Проект предусматривает строительство асфальтобетонной дороги длиной 22,7 километра, шести мостов и пяти тоннелей, в числе которых и девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом.
Напомним, львиная доля — более 80% — грузоперевозок в Армению осуществляется из России через КПП "Верхний Ларс". На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть альтернативных вариантов — воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, Верхний Ларс) и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию) пути.
Однако с экономической точки зрения наиболее приемлем для Армении маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по территории Южной Осетии. Он длиннее Ларса на 80 км, но осетинский маршрут предпочтительней ввиду более комфортных климатических условий и рельефа.