Генштаб сирийских вооруженных сил заявил в пятницу, что "армия вошла в Манбидж и подняла над ним флаг Сирийской Арабской Республики" и Дамаск полон решимости "сокрушить всех захватчиков и оккупантов сирийской земли". В свете объявленного президентом США Трампом вывода американских войск из Сирии, действия Дамаска – увесистый камень в турецкий огород.
Фактически курды договорились с Дамаском, чтобы избежать именно турецкой оккупации и, вполне возможно, сохранить тот или иной уровень автономии в составе Сирии. Собственно, об этом было сказано прямым текстом: курдские отряды самообороны призвали (или попросили, как угодно) Дамаск взять под контроль покинутые ими районы, чтобы защитить территорию от турецкого вторжения.
А ведь в последнее время президент Эрдоган неоднократно заявлял, что турецкая армия снова будет наступать на севере Сирии на курдские отряды самообороны – Эрдоган считает эти отряды сирийским ответвлением Рабочей партии Курдистана, которую Анкара называет террористической. А если учесть, что такого же мнения придерживаются США и Евросоюз, то логично, отряды народной самообороны сирийских курдов очень опасаются третьего приступа активности Турции на севере Сирии – курды, в этом случае, понесут чувствительные потери.
Сам же Эрдоган ранее заявлял, что он готов начать операцию в Манбидже против YPG (Отряды народной самообороны - ред.), если США не добьются их вывода их оттуда. Потом он сказал, что решил отложить начало военной операции после телефонного разговора с президентом США Трампом 14 декабря.
Турки при этом остались верны своей страсти по поводу и без выставлять себя главными действующими лицами, какие бы события не происходили вокруг. Этим и объясняется довольно странное и мало чем мотивированное заявление Чавушоглу.
"Самый главный фактор в решении США вывести войска из Сирии — Турция. Они выводят своих военных благодаря принятым нами решениям", - сказал глава турецкого МИД.
Теперь ситуация будет обсуждаться в Москве, в субботу, на российско-турецкой встрече в формате 2×2 с участием глав МИД и министров обороны двух стран – об этом объявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
"Состоятся контакты российско-турецкие завтра. Собственно, эти контакты как раз и будут осуществляться… с тем, чтобы внести полную ясность и синхронизировать действия и понимание по дальнейшему развитию ситуации в Сирии", — сказал Песков.
Он отметил, что во встрече будут участвовать помощники президентов России и Турции. По его словам, после переговоров станет ясно, нужна ли встреча лидеров. Кроме того, пресс-секретарь отметил, что возвращение курдских районов Сирии под контроль сирийского правительства – позитивная тенденция.
Хочется надеяться, что турецкая сторона проявит здравомыслие и откажется от резких телодвижений, иначе ситуация может скатиться к непредсказуемости. Кроме самого крайне неприятного для всех (кроме Анкары, разумеется), положение может осложниться тем, что в военных операциях на сирийском севере принимает участие далеко не только турецкая армия.
Мировые СМИ совсем недавно наперебой писали о том, что в рядах сформированной турецкими спецслужбами так называемой "Свободной сирийской армии" (кооперация протурецких боевиков-исламистов) и других вооруженных формирований, готовых к вторжению в северную Сирию, есть террористы из разных группировок.
Например, пишет портал "Военный обозреватель", в Турции находятся представители исламистского альянса "Хайят Тахрир аш-Шам" (главная роль в этой банде принадлежит террористической группировке "Джебхат Фатх аш-Шам", бывшей "Джебхат ан-Нусра", запрещена в России). Интересно, что турки обещали с этим альянсом воевать, исходя из их обязательств согласно сочинским договоренностям о создании демилитаризованной зоны.
Активно привлекаются и уйгурские боевики из террористической группировки "Исламская партия Туркестана" (запрещена в России). Боевики этой группировки были замечены еще в марте этого года при вторжении турецкой армии в Африн, откуда турецкая армия выбила курдские "Отряды народной самообороны". Всю эту шваль, отмечает портал, Турция не гнушается использовать в своих интересах.
Что ж, Турция вполне в своем амплуа. Тем временем министр иностранных дел России Сергей Лавров высказывает осторожный оптимизм по поводу итогов предстоящих в субботу переговоров.
"Мы с нашими турецкими коллегами обсудим эту ситуацию, которая складывается в связи с объявлением американцами о выводе своих вооруженных сил из Сирии в Москве, куда прибудут министры иностранных дел и обороны Турции. Мы вам потом расскажем, о чем поговорили", - сказал в пятницу Лавров.
По логике, Анкара не должна идти на обострение после столь серьезной заявки Сирии и переговоров в Москве. В ином случае ситуация может осложниться до крайней степени – водрузив флаг над Манбиджем, Дамаск от своего не отступится.