Читаешь порой комментарии в армянском секторе Facebook и диву даешься: вот откуда у людей столько злобы, уже ненормальной какой-то, дикой, звериной.
Дошло до того, что вмешался даже омбудсмен, выразивший, правда, всего лишь "обеспокоенность" в связи с озвучиваемыми в соцсетях ненавистническими заявлениями, оскорбительными записями, угрозами и даже призывами к насилию в адрес судьи Давида Балаяна, принявшего решение об изменении меры пресечения в отношении генерала Манвела Григоряна, а также его адвокатов и членов их семей.Нет, все-таки далеки мы от элементарных понятий и принципов демократии и современного общества, как от Луны, пока среди нас есть прослойка людей, угрожающих представителю правосудия лишь за то, что он выполняет свою работу. Можно подумать, все сплошь и рядом следователи, имеющие неопровержимые доказательства вины – уже неважно чьей, Манвела ли Григоряна, Роберта Кочаряна или кого-либо еще.
Идет следствие, идет нормальный процесс, в который вовлечены судьи, выносящие то или иное решение, основываясь на букве закона и еще немного слушая голос собственной совести. И каким бы ни было решение – это решение суда, которое общество должно принять вне зависимости от того, какие эмоции и у кого оно вызывает.
Понятие "презумпции невиновности" определенной части армянского общества совершенно неведомо, равно как этой части никак не объяснить, что преступником человека признает исключительно суд, а не их личные симпатии и антипатии, изложенные в фейсбучьих постах и комментариях.
Поэтому омбудсмену приходится повторять азбучные истины: справедливое правосудие требует полной независимости суда, судьи и защиты профессиональной деятельности адвокатов. Независимость не только от законодательной и исполнительной власти и чиновников, но и от любых других лиц — невзирая на репутацию подвергшегося уголовному преследованию лица и общественных представлений о его персоне.
Впрочем, омбудсмен может зря не стараться: те, кто это все понимают, в этих словах не нуждается, а те, кто не способен понять, не поймут никогда. Те, кто неспособен понять, а может, делает вид, что не понимает.
Другой животрепещущей темой в соцсетях стал вопрос реформирования и слияния министерств. Мнения высказывались самые разные, но особенным фейерверком глубоких мыслей и блистательного отсутствия логики, как всегда, выделялась давно определившаяся "группа поддержки" новой власти, самозабвенно восхваляющая все, что делает эта новая власть. Казалось бы – ну и ладно, люди имеют право на выражение собственного мнения.
Имеют, конечно, только когда это делается слепо и бездумно, лишь бы угодить и сагитировать "за", то очень часто это приводит к обратному – проявляется "эффект медвежьей услуги", если можно так выразиться.
По поводу ликвидации министерства культуры очень позабавили массовые комментарии от группы поддержки, апеллирующие к тому, что, например, в США или Швейцарии нет министерства культуры. И ничего, мол, неплохо живут эти страны.
Увидев подобную аргументацию, один мой знакомый выразился в том смысле, что комментировать малярийный бред – себя не уважать, да и бессмысленно. Однако смысл есть.
И контраргумент тоже: в тех же США и Швейцарии и премьер-министра нет, и этот факт в данном контексте придает ситуации некоторую пикантность. И ничего, живут эти страны, и неплохо живут.
А если без шуток, то действительно настораживает зашкаливающая порой массовая злоба, явно пытающаяся подменить собой правосудие. И это ли не давление на судей, которого просто не должно быть, от слова "вообще"?
И еще, помимо злобы: уверенность в том, что собственное мнение есть истина в конечной инстанции, означает не болезнь общества, а его незрелость. Агрессивную, порой, незрелость, и никакие "бархат", "любовь" и "согласие" тут и рядом не валялись.