Помните, одно время чуть ли не каждый день кто-нибудь бросался с одного из трех высоких ереванских мостов. В то же самое время были случаи имитации суицида – человек залезал на парапет моста, угрожая броситься, но его отговаривали, тоже способ привлечь к себе внимание.
В сентябре скончался мужчина, устроивший акт самосожжения на площади Республики. На днях бабушка-инвалид сделала то же и там же – к сожалению, она вряд ли выживет. За каждым из таких случаев – чувство ненужности и одиночества, собственный ответ на крики о помощи, оставшиеся без ответа. В каждом из них есть доля ответственности каждого из нас.
Покопался в статистике – страшные цифры. Оказывается, на планете ежегодно от суицида гибнет целый немаленький город – около миллиона человек. То есть суицид, в принципе, не зависит от политического строя, от правительств, плохих или хороших, от уровня жизни. Северная Америка, например, держит уверенное первенство по печальному этому показателю.
Но интереснее другое. Миллион человек – это лишь те случаи, где налицо, так сказать, "чистый" суицид: когда вешаются, стреляются, бросаются с моста, выпивают кучу таблеток, устраивают самосожжение и так далее. Но есть ведь куча других способов самоубийства – неявных, завуалированных, похожих на болезнь или несчастный случай.
Вот, например, едет машина по пустой трассе. Едет прямо и вполне нормально, и вдруг резко сворачивает, врезается на полном ходу в огромное дерево или придорожный столб, или пробивает парапет моста и тонет в реке. Гибнет один человек – суицид это или несчастный случай?
Или тонет человек в алкоголе, сжигает свой разум в наркотиках. Кто может сказать – суицид это или нет? Даже он сам не ответит на этот вопрос: болезнь – налицо, но, быть может, этому человеку легче уйти так, чем пустить себе пулю в лоб. Или пошел турист-одиночка в горы и упал со скалы – совершенно ли вы уверены в несчастном случае?
Если учесть и такие формы суицида, цифры становятся еще страшнее. Даже подсчитывать не хочется, даже приблизительно.
Это – собственный ответ на крик о помощи, на который так никто и не откликнулся. Это последний способ докричаться до людей, до общества, до бога. Христианство тебя не пустит в рай и гореть тебе в огне адовом, да и черт с ним, с раем, человек не о рае думает в такую минуту, ему бы из ада выбраться, из ада, в который превратилась собственная жизнь.
И у него уже не хватает ни логики, ни сил разума остановиться и подумать о том, что если единственным его жизненным уроком стал вывод о том, что жизнь – никчемная дерьмовая штука, то это очень неправильный урок, преподанный преступным учителем. Или преступно безразличным обществом.
Прочел где-то, что нигде в мире нет памятника самоубийцам. То ли не допетрил никто, то ли считается это дело чем-то постыдным, о чем не стоит вслух говорить. Интересно, когда и в каком городе появится первый памятник жертвам суицида?