Экс-министр обороны коснулся данного вопроса, отметив: «Именно вы должны помочь нам, поскольку вы тоже были подвергнуты геноциду». И есть ли возможность для открытия армянского посольства в Иерусалиме.
Армяне очень гордятся своей маленькой страной, своей древней цивилизацией и историей, которую пережили множество поколений. При каждом удобном случае они говорят, насколько похожи Армения и Израиль. Они используют любую возможность, чтобы рассказать, какой ужасной резне они подверглись и что другие страны должны осудить этот геноцид, присоединившись к тем, которые уже сделали это. Нана Мкртчян – директор туристического агентства, отвечающего за рейсы в Израиль, рассказывает, как они были разочарованы, когда в Кнессете не состоялось голосование по признанию геноцида армян. «Вы должны быть первыми, кто поймет нас», — говорит она.
Армения многими воспринимается как бедная страна со слабой инфраструктурой. Действительно, посетивший страну, с трудом найдет скоростные автодороги, газовые трубы пересекают районные дороги, по ним очень часто проходят стада коров. Можно увидеть пекущих лаваш пожилых женщин. Еда очень простая. Цены очень низкие, а владеющих английским трудно найти. Тем не менее, роскошные гостиницы в Ереване подсказывают, что туризм процветает, принося с собой деньги и надежду, несмотря на конфликт с двумя соседними странами – Азербайджаном и Турцией, казалось бы, отношения с Израилем, которые активизировались после установления воздушного сообщения с Израилем, также благоприятно отразятся на туризме.
«У нас есть сильное чувство — быть похожими на евреев, и, как и вы, мы тоже отличаемся от наших соседей»,- говорит министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян в интервью газете «Маарив». «У нас очень длинная история, богатый опыт. Наша идентичность пережила многое – вопреки препятствиям, мы преодолели войны, мы знаем, как приспособиться к другим культурам».
Что вы думаете об отмене Кнессетом голосования по вопросу Геноцида армян?
Голосование не касается только убийств, это явление моральное: было убито 1,5 млн. армян. Мои предки пережили геноцид, они нашли пристанище в Тбилиси. Мы знаем, что голосование является козырем в ваших руках – против Турции, и это прискорбно.
Политика конфликта
Республика Армения находится на Южном Кавказе, в Евразии – между Черным и Каспийским морями. Несмотря на географическое положение, Армения исторически и политически связана с европейскими государствами. В дни Первой мировой войны армяне стали проблемой для турков, поскольку стремились к независимости и открыто поддерживали русских, которые с Кавказа вторглись в Турцию. Армяне, стремившиеся освободить свою страну, занимали территорию, которая была под угрозой вторжения. В результате в 1915 году османское правительство решило депортировать армянское население Анатолии, однако в течение войны в 1915-18 гг,. армяне турками были подвергнуты последовательному геноциду, в результате которого по разным данным было убито от 600,000 до 1,5млн. людей. После этого требование армян признать геноцидом эту резню стало пиком напряженности между Арменией и Турцией.
В 1991 году – после развала Советского Союза Армения получила независимость, однако большая часть территории исторической Армении осталась под контролем Турции. Начиная с 1992 года между Арменией и Израилем существуют дипломатические отношения. Для отношений двух стран фоном служит сходство между армянским и еврейским народами, а также диаспора по всему миру, вековое стремление иметь собственное государство, то, что обе страны в основном окружены мусульманскими странами. Обе страны осуществляют лоббистскую деятельность в США, вынуждены бороться против травм прошлого. Тем не менее, несмотря на сходства, отношения между нами и армянами все еще находятся в колыбели. Это обусловлено также конфликтом армян с турками и азербайджанцами, с которыми у Израиля есть важные интересы.
«В наших отношениях существует серьезный потенциал, который мы не используем»,- отмечает З. Мнацаканян. «Мы можем многое дать друг другу и многое получить в сферах сельского хозяйства, науки, технологий, образования, особенно в области инновационного образования. Я надеюсь посетить Израиль и дать стимул переговорам и соглашениям, создать платформу, на которой специалисты смогут сотрудничать».
Что Вы скажете о военном сотрудничестве между странами?
Армения озабочена вопросами своей безопасности, и у нас есть также серьезная проблема – Нагорный Карабах (анклав в Азербайджане, который в одностороннем порядке провозгласил свою независимость от светского мусульманского государства, в основном населенное армянами, которые на протяжении многих лет находятся в состоянии конфликта со своими соседями-азербайджанцами). Люди здесь находятся в опасности. Как известно, Израиль продавал оружие Азербйджану, следовательно, мы хотим работать с вами в вопросе военного сотрудничества».
Как складываются отношения с соседним Ираном?
«С Ираном у нас долгая, совместная история. Культурный вклад армян в Иране важен для них. В нынешних условиях, когда Турция и Азербайджан были вражески настроены против нас, Иран являлся очень важным связующим звеном для нас. Мы со многими странами имеем хорошие отношения, и важно, чтобы хорошие отношения с одним не развивались за счет отношений с другим».
На Ваш взгляд, как отреагирует Иран, если наметится потепление в отношениях с Израилем?
«Как я уже сказал, отношения с одной страной нельзя развивать за счет отношений с другой».
Что Вы скажете об отставке Либермана. Он был очень активен на Кавказе?
Его отставка не изменит моего мнения о нем: это человек, продающий оружие моему противнику – Азербайджану.
Азербайджанские источники отмечают о воздвижении памятника спорному генералу Гарегину Нжде, человеку о котором русские и израильские историки говорят, что он сотрудничал с нацистами. Какова Ваша реакция на это?
Вы должны быть крайне осторожны с этими обвинениями. Это абсурд, который распространяется нашими врагами.
Сейчас в наших странах нет посольств друг друга, Вас это не беспокоит?
«Я оптимист, полагаю, это произойдет. Мы стремимся к более высокому уровню отношений с Израилем».
Были бы Вы согласны на посольство в Иерусалиме?
«Мы понимаем все тонкости. Мы сделаем то, что будет способствовать процессу».
Артак Закарян до недавнего времени служил в качестве замминистра обороны и председателем межпарламентской группы дружбы Армения-Израиль. «Отношения с Израилем имеют особенное значение для нас»,- говорит он. «Мы рассматриваем вас как эффективную экономику. Вы похожи на нас – маленькое государство, окруженное врагами. Сейчас существуют связи в сфере туризма. Мы были бы рады распростанить их на оборонную сферу. Вопреки распространенному мнению, это не из-за страха перед русскими. Нам многое предстоит сделать, и я думаю, что мы недостаточным образом стараемся в том, чтобы улучшить наши отношения с Израилем. В условиях создавшегося вакуума, Азербайджан и Грузия тем временем установили с вами связи.
Какова Ваша позиция в вопросе признания Геноцида армян Израилем?
Я разочарован тем, что голосование в Кнессете было отменено. Это вопрос гуманизма, а не политики. Это историческое преступление, именно вы должны нас понять, поскольку вы были подвергнуты геноциду. 40 государств уже признали Геноцид армян. Турки пытаются превратить это в политический вопрос, однако на уровне гуманизма необходимо подчеркнуть это, чтобы в будущем не было подобных преступлений. Мы платим цену, в первую очередь, в сфере безопасности, настаивая на том, чтобы они признали нашу историю.
«Вопрос отношений Израиля и Армении выдвигает вопрос «реалполитик» и моральных отношений»,- говорит Хен Бран, исследователь Государственного университета Трумэна. «Израиль должен задать себе вопрос, является ли он лишь преследуемым цели или же за нашей политикой все же есть какие-то интересы. С одной стороны, Израиль находится в плоскости, в которой является важным союзником Азербайджана, и Израиль не должен наносить вред этому альянсу. Есть также отношения с Турцией, которые необходимо сохранить. С другой стороны, есть следующий вопрос – а может ли Израиль сказать, что желает мира между Арменией и Азербайджаном и готов помочь в этом? Израиль должен быть более жестким в том, что касается Азербайджана, сказав, что хочет дружеских отношений с армянами, и нельзя воспринимать это как шаг, направленный против вас. Возможно, в начале это и вызовет бурную реакцию, однако подобная позиция возможна. На наш взгляд, Израилю до сих пор не удавалось сделать это.
На Ваш взгляд, какой должна быть позиция Израиля в вопросе признания геноцида армян?
Израиль превратил геноцид в знак своей идентичности, однако не хочет признавать то, что произошло с армянами – ни с исторической, ни с образовательной или моральной точки зрения. Это для меня является неприемлемым. Есть множество государств, которые признали Геноцид армян, однако имеют также хорошие отношения с Турцией и Азербайджаном. Будет недовольство со стороны турок и азербайджанцев, однако, в итоге все встанет на свои места. Израиль еще не сделал этого. Представители Израиля в Ереване по поводу Холокоста делали такие заявления, которые аморальны и неприемлемы большинство исследователей сегодня не признает их. Конечно, геноцид евреев исключителен в том смысле, что подобного массового убийства не было, однако каждый геноцид уникален по-своему. Более того, нет сомнения в том, что отношение к геноциду сыграло важную роль в том, что Германия в дальнейшем смогла осуществить уничтожение евреев. У Израиля пока еще есть возможность сделать это. К счастью, армяне осознают, что в данном вопросе есть разница между общественным мнением в Израиле и позицией правительства, однако это не освобождает нас от необходимости изменить что-то.