Процесс назначения генсека ОДКБ выявляет новые оттенки внешней политики Армении и указывает на старые вопросы, которые Ереван имееет со своими союзниками.
Что происходит?
Как известно, вопрос назначения генсека ОДКБ возник после того, как представитель Армении Юрий Хачатуров был отозван с этой должности. На родине против него выдвинуто обвинение по делу 1 Марта 2008 года.
Согласно решению совета Коллективной безопасности от 2015 года, генеральный секретарь ОДКБ назначается на ротационной основе – по алфавитному порядку. После того, как завершился срок полномочий генсека Николая Бордюжи (Россия) в 2016 году по алфвитному порядку сроком на три года должность перешла к Армении. Предполагалось, что следующим должен быть предствитель Беларуси. Однако уставные документы организации не предусматривают ситуации, когда генсек должен сложить полномочия раньше времени. Армянская сторона настаивает на том, что должность сроком на три года принадлежит Армении, следовательно, Хачатурова должен заменить другой представитель Армении, поскольку, время «армянского мандата» не истекло. Иного мнения придерживается Беларусь, которая уверена, что полномочия Армении этим закончились, и, следовательно, в алфавитном порядке должность перешла к представителю Беларуси.
Упорные переговоры в Астане
После весенней революции 2018 года новые власти Армении в лице премьер-министра Никола Пашиняна заявили, что Ереван не намерен менять евразийское внешнеполитическое направление, однако собирается более эффективно представлять армянские интересы в этих организациях – ОДКБ и ЕАЭС.
Астанинских саммит ОДКБ показал, что Армения проявляет волю и упорство для отстаивания собственных интересов. Как писала российская газета «Коммерсантъ», ссылаясь на достоверные источники, главной темой встречи в Астане было именно назначение руководителя ОДКБ, и представитель Беларуси Станислав Зась рассматривался в качестве вероятного кандидата. Фактически, Армении в Астане удалось не позволить назначения Зася, кстати, являющегося выпускником бакинского военного училища.
В целом, что касается обсуждений в Астане, то, это, наверное, единственный случай, когда в какой-либо евразийской организации проводятся упорные и принципиальные переговоры, при этом – без ранее известных результатов. Этот прецедент важен для евразийских интеграционных структур в целом, поскольку традиционно в ОДКБ и ЕАЭС доминируют интересы самого сильного члена – России. Армения своим примером показывает, что, будучи самой маленькой страной ОДКБ, можно проявить принципиальность и защитить собственные интересы. В Астане было принято решение продолжить обсуждения на тему назначения генсека ОДКБ на декабрьской встрече в Санкт-Петербурге.
Союзники Армении?
В астанинском саммите мог принять участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, его, как сообщила та же газета «Коммерсантъ», пригласила принимающая саммит страна – Казахстан в лице его президента Назарбаева, а президент Беларуси Лукашенко одобрил эту идею. Источники газеты сообщили, что Армении отвергла инициативу и не позволила, чтобы президент страны, имеющей конфликт с одним из членов этой оборонной структуры, присутствовал на встрече. В целом, отношение некоторых членов ОДКБ к безопасности РА является поводом для озабоченности. Казахстан и Беларусь, всегда отличаются своей проазербайджанскох позицией, в чувствительных для Армении вопросах, мягко говоря, демонстрируют «неделикатное» поведение, как это было в дни апрельской войны.
Последнее заседание в Астане также продемонстрировало «неделикатность», связанную с желанием пригласить Алиева и выдвижением кандидата Беларуси.
То же самое касается решения президента Беларуси Александра Лукашенко, проявлением «неделикатности» была его встреча с послом Азербайджана после заседания в Астане и заявление о том, что у него есть три кандидата на пост генсека ОДКБ. За этим шагом Лукашенко последовала реакция МИД РА, из ведомства сообщили, что Армения рассматривает ОДКБ как платформу для обсуждения вопросов повестки коллективной безопасности, касающейся всех шести стран. «Естественно, такое развитие событий выявляет необходимость проведения обсуждения на подобные темы. Это ситуация, действительно, является некорректной», — сказала пресс-секретарь МИД РА Анна Нагдалян.
И действительно, в ОДКБ, помимо обсуждений на тему назначения генсека ОДКБ, необходимо обсудить болезненные вопросы, существующие между странами-членами