В условиях нестабильности государства буквально во всех областях, что характерно для периода после смены власти, нестандартные ситуации складываются тоже везде. Парламентские выборы в Армении, которых, по идее, политические партии и альянсы должны ждать пуще манны небесной, могут пройти при рекордно малом числе участников. Пока будущие победители и те, кто решил, что пара мандатов – не помеха, утверждают свои списки, остальные заявляют о неучастии, а иногда и о бойкоте выборов.
Конечно, главный аргумент против участия – заведомая предрешенность их результатов, когда, по сути, и выбора-то нет. Однако отказываются не только партии, которые в других условиях могли бы показать достойные результаты, но и те, кому не привыкать к микроскопическим процентам. Впрочем, последних как раз можно, наверное, похвалить за принципиальность, как, к примеру, коммунистов, заявивших, что их бойкот – это ответ на антидемократичность предыдущих властей и показную демократичность нынешних.
Так, Вазген Манукян с его "Национально-демократическим союзом" объявил о неучастии, а Паруйр Айрикян рассказал, что руководимое им "Объединение Национальное самоопределение" на выборы пойдет, несмотря на их "антидемократический характер", но лично он в них участвовать не собирается.
Неожиданностью в некоторой степени стал отказ "Наследия". Не то, чтобы эта партия претендовала на какое-то значимое количество голосов, за нее отданных, просто она всегда всеми силами старается подружиться с наиболее вероятными победителями, а когда это не получается (регулярно и систематически), то примкнуть к тем, кто видится самой большой оппозиционной фракцией.
На этот раз, кажется, большие дяди ее в песочницу не пустили, иначе эта политическая организация не проигнорировала бы шанс полюбопытствовать насчет обстановки в ней.
При этом, конечно, нужно иметь в виду, что реальные причины неучастия этой партии в выборах могут быть иные, которые не озвучиваются и станут ясны позднее, после выборов, на стадии формирования правительства.
Однако самым большим сюрпризом стал самоотвод (о котором сообщили СМИ) "Армянского национального конгресса", и вот здесь есть немало загадочного. АНК, как известно, партия первого президента, а Левон Тер-Петросян – не из тех, кто когда-либо признает, что его время давно прошло. Что тут может быть на самом деле – гадать и гадать, но ясно одно: неучастие АНК обусловлено серьезными аргументами.
Либо Тер-Петросяну дали понять, что ему и членам его команды рассчитывать не на что, но это не очень вероятно, учитывая становление Никола Пашиняна как политика именно под мудрым руководством первого президента. А, возможно, существуют негласные договоренности и обещания, дающие АНК определенные преференции. В армянской прессе есть информация, что "Конгресс" принял такое решение ввиду большой вероятности провала.
Вряд ли, впрочем, прогнозируемый провал может остановить Тер-Петросяна, который в 1996 году вновь занял президентский пост (впрочем, ненадолго) благодаря жесткому подавлению протестов, вплоть до использования армейской техники – сейчас об этом почему-то не вспоминают. Начиная, самое позднее, с 1995 года, организации, лидером которых был Тер-Петросян, проваливались на любых выборах, но это не их останавливало.
Таким образом, самые оригинальные выборы в истории Армении состоятся уже очень скоро, и мы не увидим многих знакомых до боли имен. Может, оно и к лучшему – взбаламученный омут иногда способен поднять на поверхность что-то интересное…