Нынче в Армении интереснейшая, уникальная внутриполитическая ситуация. Внеочередные парламентские выборы внесли в нее массу поправок, поставив все без исключения политические силы страны в невиданное ранее положение. Каждая партия теперь выбирает собственную линию поведения.
Кто-то может почивать на лаврах, имея гарантированную победу в кармане, создавать блоки с кем угодно, распускать прежние союзы, и для них положение предопределено, во всяком случае, на этих выборах.
Остальные – кто как. Некоторые партии заявили о том, что времени для подготовки к выборам осталось мало, они не успеют, поэтому отказываются от них. "Национальное самоопределение", например, пойдет на выборы, но лидер партии Паруйр Айрикян отказался в них участвовать, мотивируя отказ "антидемократичностью" грядущего мероприятия – когда, по сути, выбирается один кандидат среди одного возможного.
Вазген Манукян и Арам Гаспарович Саркисян отказались от участия вместе с партиями. Лидер Демократической партии говорит, что не были выполнены обещания – провести выборы весной, не был принят новый Избирательный кодекс и закон о партиях, не созданы равные условия для всех партий.
Долго колебались республиканцы, в итоге решив идти на выборы с обновленным списком – обновленным, по сравнению с привычным за последнее десятилетие, а так в нем все знакомые лица, с примкнувшим к ним, как стало известно в понедельник, Давидом Шахназаряном, который прошел солидную часть своей политической карьеры вместе с первым президентом Тер-Петросяном.
Мнения о целесообразности участия республиканцев в выборах разнятся кардинально – многие считают, что им не нужно этого делать.
"Учитывая нынешний имидж РПА, ее восприятие обществом, на данном этапе республиканцам лучше воздержаться от участия в выборах. Да, я не исключаю, что партия преодолеет необходимый барьер и попадет в парламент, получив 5-6 мандатов. Но не думаю, что это тот результат, который они хотят", — уверен политтехнолог Виген Акопян.
Между тем, сама партия полна решимости и уверенности в том, что ее участие необходимо. Большая доля логики в этом есть, ибо выборы и без того будут, так сказать, без выбора, а проваленные поправки в Избирательный кодекс дают некоторую надежду РПА пройти в парламент и развернуть, в меру полученных мандатов, оппозиционную деятельность.
"Проведение досрочных парламентских выборов в Армении по нынешнему Избирательному кодексу дает шанс криминально-олигархической системе оказать влияние на их результаты", - полагает, например, политолог Сурен Суренянц.
Насколько сильно влияние "криминально-олигархической системы", сказать трудно, но вряд ли это влияние может ощутимо повлиять на итоги выборов. На сторону тех, кому эта "система" станет помогать (если станет), может быть привлечено определенное, но вовсе не решающее, количество голосов.
Советник президента АрменииТеван Погосян считает, что если партиям не удастся предложить ясную повестку и внятную концепцию развития страны, то выборы превращаются в "своеобразный референдум".
Погосян говорит, что если у партий нет аргументированного представления о том, как действовать в случае победы на выборах, нет команды профессионалов, то у избирателя нет альтернативы. А в таких условиях выборы превращаются как раз в референдум о доверии действующей власти.
Другое дело, что у самой действующей власти пока нет хоть какой-то "концепции развития страны", да и по поводу "команды профессионалов" есть некоторые сомнения. Эти соображения, впрочем, ситуации с процентами голосов на выборах не изменят. Ведь одной из главных отличительных черт грядущих выборов является то обстоятельство, что голосовать пойдут сообразно эмоциям, а это не всегда увязывается с доводами логики и рассудка.