"Карта армян мира", по словам Пашиняна, нужна для того, чтобы понять и представить потенциал нации в разных сферах. Собственно, исследований по разным странам в плане армянской диаспоры много, по России и по США, даже по экзотическому Уругваю, можно и их использовать. Но – карта так карта, вреда от нее не будет.
Хотя почему бы не опереться на потенциал тех, кто остался в Армении и рад бы работать, но не имеет возможности, ибо работы нет? Пашинян нашел ответ, частично это нежелание объясняющий: по его словам, правительство вряд ли сможет преодолеть бедность, если конкретная взятая семья ничего не предпринимает для выхода из сложной ситуации.
По Пашиняну, в Армении сегодня работают 350 тысяч человек, а результат их работы делится на 800 тысяч. "И эти 800 тысяч человек требуют от 350 тысяч, чтобы они улучшили их положение, обеспечили их бесплатным медицинским обслуживанием, строили дороги, а также подняли пенсии и зарплаты", - сказал он.
"Люди уже по инерции говорят, что работали бы, если бы была работа. А потом мы расспрашиваем, и выясняется, что на предприятии, которое находится в 50 метрах, есть вакансия, но владелец годами не может найти сотрудника. Почему? Потому что люди не хотят работать, чтобы не лишиться пособия. Они думают, что как только начнут работать, лишатся пособия. Люди у нас в стране дошли до того, что готовы зарезать корову, не покупать телевизор, чтобы получить это пособие", - продолжил Пашинян.
Проблема? Конечно, проблема. Тридцать лет повальной безработицы, искусственного занижения заработков работодателями в погоне за прибылью и катастрофического обвала уровня образования привели к тому, что те, кто умели и хотели работать, либо вышли из трудоспособного возраста, либо в большинстве своем разучились это делать, родив и воспитав поколение, которое предпочитает жить на всевозможные пособия или уезжает из страны – это меньше заметно в Ереване, но больше по остальной Армении.
Слова Пашиняна, хочешь ты того, или нет, порождают вопрос: а почему он не озвучивал проблему, будучи в оппозиции, "во время Сержа", как сейчас принято определять тот период. Вероятно, потому, что тогда выгоднее было озвучивать "50% Сашика" (о которых уже несколько месяцев как ни слуху, ни духу) или говорить о монопольном ярме, надетом на Армению жадными олигархами (которые поменяли статус, и теперь их велено считать обычными гражданами, разве что имеющими бизнес немного покрупнее, чем продавщица семечек у рынка).
Но это тоже понятно – когда оппозиционер становится властью, риторика меняется, порой кардинально, ничего удивительного в этом нет. Тем более что Пашинян прав: люди в массовом порядке не хотят работать, предпочитая отхожий промысел или сидение на пусть и микроскопических, но дармовых пособиях.
Согласно данным Минтруда страны, по положению на 1 июля 2018 года, без малого 100 тысяч семей в Армении получали пособия. При этом среди уборщиков мусора в Ереване есть (по крайней мере, совсем недавно были) граждане Бангладеш – наши соотечественники, видимо, брезгуют "недостойной работой".
Но и валить все на людей, конечно, нельзя. При официальной безработице в 17,7% (на 2017 год) действительно нужны правительственные программы, и не только карательного характера, выявляющие тех, кто получает пособие незаконно или незаслуженно. Нужны рабочие места, а еще, как выясняется, агитация среди населения, чтобы оно шло на эти места работать.
Когда-то давно, совсем в другой стране, но на этой же территории, по дворам ходили участковые и заставляли неработающих граждан трудоспособного возраста и нормальных физических кондиций устраиваться на работу. Конечно, для такого сурового обхождения с населением нужно иметь рабочие места в достаточном количестве, но можно попробовать вспомнить опыт хотя бы в случае того самого предприятия, "которое находится в 50 метрах".
Не участковыми, разумеется, пугать, а, например, объяснить человеку, что здоровый и даже не самый молодой всегда найдет оплачиваемое занятие. Вот хорошо оплачиваемое или плохо – это уже вопрос следующий и требующий отдельного рассмотрения.
Но, думается, в любом случае за уборку мусора платят щедрее, чем составляет пособие по безработице или бедности. И совсем это не унизительная работа – мусор убирать, унизительной работы вообще не бывает.