Обещанный 11 ноября съезд Республиканской партии Армении (РПА) не состоится, вместо него пройдет расширенное заседание Совета партии, на котором окончательно будет решен вопрос об участии или неучастии в предстоящих внеочередных парламентских выборах.
В обоих случаях партии придется тщательно разрабатывать стратегию и тактику своего поведения. В зависимости от этого, грядущие выборы могут оказаться или спусковым механизмом окончательного развала этой политической структуры в ее нынешнем виде, или наоборот – шагом к возрождению. Однако даже в самом лучшем для РПА случае возрождение это не окажется быстрым.
Последние заявления и действия видных республиканцев свидетельствуют о том, что избавиться от инерции мышления с точки зрения принадлежности к безраздельно властвующей партии им еще не удается. Республиканцы порой ведут себя так, будто они все еще находятся у штурвала власти и только чуть поделились с другими правом штурвал этот покрутить.
Вот, например, уважаемый Виген Саркисян, бывший министр обороны, сделал на днях такое заявление на своей странице в социальной сети Facebook: "РПА обязательно должна принять участие в предстоящих выборах. Таким образом, состоявшаяся политическая партия после смены власти вместо того, чтобы быть "в обиде" на свой народ, представит заявку на служение ему в новом статусе".
По его словам, находиться в оппозиции – не значит получить привилегию, административный рычаг, высокое общественное положение.
"Это почетная возможность покаяться за совершенные ошибки на деле, а не на словах. Долгие годы находящаяся у власти партия просто не имеет права взять накопленный опыт, знания, профессиональную команду и уйти из общественной жизни, забрав все это с собой, умыв руки", - отметил Саркисян.
Хотя слова об "обиде" на свой народ взяты Саркисяном в кавычки и сказаны, скорее всего, метафорически, все равно непонятно, о какой "обиде" вообще могут говорить представители РПА. Уж если кто и должен на кого обижаться, так точно не РПА на народ, и говорить о "служении в новом статусе" - тоже нельзя. Можно сказать о заявке "на начало служения народу", ибо до сих пор служения этого не было. Народ – да, он служил РПА, кто – вольно, кто – невольно, а вот обратного процесса не наблюдалось.
Но оставим в стороне проблему лингвистических неточностей, посмотрим на фактическую сторону вопроса.
Если РПА идет на выборы, по заявлению Эдуарда Шармазанова, видя себя "основным претендентом на второе место", то, как кажется, ей необходимо отказаться от выдвижения, в качестве программных, таких пунктов и проблем, нуждающихся в решении, которые эта партия вполне могла решить за десятилетия нахождения у власти.
Например, в четверг внезапно прозвучало предложение Армена Ашотяна о том, чтобы порядок пользования предоставленными премьер-министру Армении самолетом и вертолетом другими высокопоставленными должностными лицами устанавливало правительство, а не премьер. Сразу возникает вопрос – а почему за 10 лет этого не было сделано, если уж это считается правильным? Глядишь, отобрали бы в свое время такое право у собственных премьеров, сейчас не пришлось бы поднимать этот вопрос.
Или, например, заверения республиканцев в приверженности традиционным ценностям, духу армянской семьи и здоровым отношениям в ней, наряду с обещанием непримиримой борьбы с пропагандой одно- и многополой любви и прочего подобного.
Но, уважаемые, разве не во время вашего правления в Армении прописались в огромном количестве всяческие организации ЛГБТ, секты, НПО и НГО, получающие гранты для развала национальных традиций и морали, церкви и армии? Вы же сами давали добро на их деятельность, принимали соответствующие законы, а сейчас мы пожинаем плоды, выросшие из брошенных вами семян. Помните, как принципиально проталкивал ту самую "ювеналку" Давид Арутюнян – в то время министр юстиции?
Такие шаги не принесут голосов, они лишь увеличат отторжение – у думающей части наделенных правом голоса, и часть эта, хочется верить, составляет большинство. А вот "покаяться", может, и стоит, но при этом непременно признать, что немалая доля того, что сейчас нужно безотлагательно исправлять в стране – это следствие правления РПА, а еще одна часть возникла оттого, что РПА даже и не думала исправлять уродливые явления, порожденные ее предшественниками, начиная с первого президента.
При этом нельзя не согласиться с Вигеном Саркисяном в том, что недопустимы люстрация, создание образа врага в лице предыдущей власти, избирательное правосудие и перераспределение собственности. Все это крайне опасно и, думается, у действующей власти есть понимание этой опасности.
Качественное переосмысление своей роли и места в новых условиях, сложившихся в Армении, может дать РПА возможность стать действительно серьезной оппозицией. Не станем советовать партии, как ей вести свою кадровую политику – на наше это дело, но хотелось бы видеть, наряду со знакомыми и уважаемыми, новые лица. А еще – качественно новые предложения, а не указания на то, что не было сделано ими самими, и что теперь должны в авральном порядке сделать другие.