Артур Месчян, главный архитектор Еревана, заявил, что больше ни одно старое здание в Ереване не будет разрушено, что больше не будет незаконных построек и "земельной" экспансии. Зная, что Месчян сдержит слово, поневоле начинаешь беспокоиться – а дадут ли ему проработать на этой должности достаточно долго?
Чем дольше останется Артур Месчян, тем больше надежд на то, что остатки Еревана удастся спасти, сохранить оставшиеся архитектурные жемчужины армянской столицы после стихийного бедствия, устроенного прежними "отцами города" и его главными, а также второ- и третьестепенными архитекторами.
Рубен Арутчьян, художник, скульптор и архитектор, рассказывал, что в скоплении собственных домов, вместо которого теперь построили Северный проспект, он лично насчитал 47 памятников архитектуры и культуры, которые нужно было обязательно сохранить. При этом никто не спорил, что эти трущобы из центра города убирать необходимо – но ведь не так, как получилось в итоге: вместо трущоб нечто "северное" и несусветное. Из 47 объектов, отмеченных Арутчьяном, сейчас не осталось ни одного.
И это только небольшой участок центра. Месчян просит два с половиной года на завершение основной части проекта "Старый Ереван", а на весь проект – года четыре. Проект, который должен был быть закончен еще семь лет назад, в 2011 году. Но, как всегда, ломать оказалось легче и прибыльнее, чем строить, а тому, что возведено на месте старого города, даже определение "постройки" будет слишком роскошным и незаслуженным. За редкими исключениями – их единицы, но они есть.
Месчян обещает, что, например, историческое здание на улице Арами, в котором располагался детский хор "Маленькие певцы Армении", будет отреставрировано за счет застройщика многоэтажного здания, расположившегося по соседству.
При этом надо учесть, что из камней оригинальной кладки к использованию для реставрации демонтированных зданий пригодно не более трети – как сказал Месчян, остальное безнадежно испорчено варварским, "зверским" демонтажем.
"Если я взял на себя ответственность, то я и отвечаю за город. Впредь вы знаете, у кого требовать", - сказал Месчян во вторник. Знать-то мы знаем, да вот с кого потребовать за зверски уничтоженный за тридцать лет Ереван – не с Месчяна же, уж он тут точно не виноват. Чем дольше он проработает, тем лучше для города.
Артур Месчян обрадовал еще и тем, что включил ереванский район Конд в планы по сохранению архитектурного наследия и благоустройству. Уже хотя бы потому, что он имеет огромный потенциал в плане туризма, и это должно привлечь инвесторов – если с ними работать, конечно. Месчян сравнил Конд с испанскими Малагой и Севильей, сказав, что тут нужен инвестор с художественным вкусом.
Понятно, что даже если Месчяну дадут довести проект "Старый Ереван" до конца, то никаким "старым" он не будет. Это будут, в лучшем случае, на две трети копии оригиналов, то есть мы получим суррогат, заменитель, невсамделишность по определению.
Но дело в том, что до сегодняшнего дня многие считали и такой исход несбыточным, а здания – утерянными безвозвратно. Сейчас появилась надежда, и нужно сделать все возможное, чтобы ее не постигло то же крушение, что и все надежды, поселившиеся в нас за последние тридцать лет.