Параллельно с ожиданием визитов американских высокопоставленных должностных лиц в Армению, переломные события происходят в российско-американских отношениях.
Дональд Трамп, за которого по поводу избрания президентом распивали шампанское в прямом эфире российских телеканалов, предупреждает о намерении вывести США из двух важнейших договоров. Речь идет о советско-американском договоре от 1987г об уничтожении ракет средней и малой дальности (ДРСМД) и российско-американском договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений от 2010г (СНВ-3).
Это документы, которые остановили глобальную гонку ядерных вооружений, в первую очередь СССР-России избавиться от сверхтяжелого груза военных расходов, сохраняя стратегическое равновесие и оставаясь при этом единственной страной, которая теоретически способна несколько раз уничтожить США.
Однако, речь Путина на днях на «Валдайском» форуме, в ходе которой он погрузился в суждения о том, кому попадать в рай, а кому нет, похоже, стали последней каплей, переполнившей чашу терпения Вашингтона.
Начиная с «исторической» речи Пути в 2007г Москва открытым текстом объявляет, что нынешний миропорядок ей «невыгоден», поскольку должным образом «не уважает» русских, стало быть, он должен быть изменен и стать «многополярным», и одним из этих полюсов должна быть Москва. Причем, под быть полюсом Москва подразумевает новый раздел мира по версии «Ялта-2», согласно которой у нее должно быть «эксклюзивное влияние» на постсоветском пространстве, «русском мире», и это должно быть легитимировано признанием со стороны Запада. Эту свою позиция Москва продвигает шагами, напрямую вытекающими из этого, начиная с 2008г, когда вторглась в Грузию.
И вот, наконец, произошло то, что не могло не произойти: согласно Черчиллю, американцы всегда приходят к правильному решению, но лишь после того, как перепробуют все неправильные. В конце концов, нынешняя роль по всем параметрам отсталой России обусловлена только ее сохранившимся ядерным потенциалом. Другое дело, если хозяева Кремля не поддавались бы соблазну подвергать Вашингтон ядерному шантажу или использовать новейшие информационные технологии для вмешательства в американские выборы, в США, как мы видели, не проявляли особой склонности к тому, чтобы еще и «возиться» с тем, что вытворяет криминальная диктатура Путина в отношении россиян, полагая, что это в первую очередь дело русского народа. Но терпение Вашингтона иссякло, и сказали – «все, хватит!».
Вашингтон сигнализирует, что с выведением США из этих договоров, Белый дом будет чувствовать себя свободным в том, чтобы развязать такую гонку вооружений, что у Путина останется два выхода: либо он, как Горбачев, придет «чистосердечно каяться» и отказываться от всех своих имперских замашек в ближайшее время, либо войдя в эту гонку, доведет страну до банкротства, и это «чистосердечное раскаяние» придет позже, когда эта огромная страна окажется перед разбитым корытом, и за каждый кредит в 100 миллионов, тогда уже, возможно, его преемник, выведет российские войска из какой-либо страны или откажется от «влияния» в другой, или же в какой-то третьей, диктаторской стране отведет «крышу» от духовно близкого диктатора и т.д. и т.п. Хотели игру с нулевой суммой? Получите! Вражду тоже хотели? Милости просим!
Но это потом, а пока, по всей видимости, в США решили просто нейтрализовать российские ракетно-ядерные возможности и обуздать «стратегические» аппетиты обитателей Кремля.
Как видим, Вашингтон пока уточняет подходы, интенсивно зондируя настроения в разных столицах. И в этом смысле частный визит советника Трампа Руди Джулиани только в Ереван и рабочий визит одного из ключевых должностных лиц в Белом доме, советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона в Москву, Баку, Ереван и Тбилиси можно рассматривать именно в этом контексте. В Москве Болтон уже «ознакомил» русских с позицией Белого дома о выходе из вышеупомянутых договоров и, как представляется, напомнил также, что в ноябре сразу пять пакетов новых санкций против России, вдобавок к уже имеющимся, вступают в силу. Кончено, Вашингтон для продолжения диалога с Москвой оставит открытое окно, и в настоящее время для русских это является единственным утешением.
С «союзниками», «друзьями» и «братьями» Кремля дело обстоит иначе. Понятно, что «ум, честь и совесть», а также «общак» всего «евразийского» диктаторского, криминального и коррупционного интернационала находится в Москве, и по примеру стран Восточной, а ныне – Центральной Европы, по примеру покойного Варшавского договора с критическим ослаблением Москвы – все эти «союзники», «друзья» и «братья» очень быстро переориентируют свою политику. И, следовательно, нужна новая стратегия в отношении соседей Москвы, то, о чем главнокомандующий войсками США в Европе Ричард Бридлав еще в 2014г говорил, что отсутствует.
На данный момент об армянских повестках Джулиани и Болтона можно только предполагать, исходя из вышеизложенного и ряда иных обстоятельств, однако, факт в том, что Ереван не может позволить себе оставаться лишь в роли слушающего, а затем думающего об услышанном. Нынешняя администрация США в отличие от предыдущей не так уж и чувствительна к ценностным общностям, что, при всем при этом, остается чрезвычайно важным, но может, скажем, попрекать европейцев и в то же время не жалеть похвальных слов в адрес Ким Чен Ына, руководствуясь категориями реалполитик. А это станет также и своего рода экзаменом для официального Еревана, который, имея большой шанс, должен продемонстрировать и недюжинные способности этот шанс еще и реализовать. Очень важно, что Ереван открытым текстом объявляет о намерении «интенсифицировать контакты» с США, но это еще очень далеко от того, чтобы считать удовлетворительным.
В конце концов, ситуация изменилась и продолжает изменяться не только внутри, но и вне страны, и аналитики еще долго будут «ломать голову» в направлении раскрытия этой взаимосвязи, однако, очевидно, что в преддверии резкого изменения соотношения сил и среды безопасности в регионе Армения встала перед экзистенциальным вызовом. И избирательный процесс должен не отвлекать нас от работы в направлении формирования и формулирования внешнеполитической позиции, адекватной этим изменениям, а способствовать расширению возможности наиболее самостоятельных, нестандартных шагов, вытекающих исключительно из интересов страны.
Да, американцы не оставляют шансов российскому «Титанику», шансы имеет Армения, и просто нельзя не воспользоваться ими.