– Господин Минасян, 8 октября парламент Румынии завершил процесс ратификации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между ЕС и Арменией, подписанного в Брюсселе 24 ноября, документ был ратифицирован нижней палатой парламента Румынии 27 июня. На своей странице в Фейсбук Вы написали: «Законопроект Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве между Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государств-членов с одной стороны и Республикой Армения с другой стороны был принят Сенатом единогласно: 96 голосами «за» и 0 -«против». Закон вступит в силу после подписания и официального обнародования президентом Румынии». Поздравляю Вас с этим и хочу спросить, как получилось, документ был принят единогласно?
– Спасибо за поздравления. Необходимо отметить, что не только Сенат Румынии, но и Нижняя палата также приняла документ единогласно. Полагаю, это обусловлено рядом обстоятельств: в первую очередь тем, что румынская сторона, в частности, премьер-министр Румынии и заместитель председателя правящей социал-демократической партии (PSD) Виорика Денчиле, глава Сената и председатель партии ALDE Калин Попеску Таричеану и, конечно же, министр иностранных дел Теодор Мелешкану оказали поддержку в вопросе выбора упрощенной процедуры по ратификации соглашения, что было очень важно с учетом особенностей политической системы Румынии. С другой стороны, в парламенте довольно серьезную роль сыграли депутаты армянской национальности – глава союза армян Румынии, общественный и политиеский деятель, депутат Варужан Восканян, глава группы национальных меньшинств, депутат Варужан Памбукчян, а также депутат от PSD Эдвард Лучиан Симеон. И, конечно же, на процесс не могли не оказать влияния многовековые исторические и культурные связи, статус армянской общины в политической, экономической и культурной жизни Румынии.
– После ратификации соглашения румынским парламентом когда можно ждать подписания документа президентом?
– Естественно, этот процесс должен протекать в предусмотренном законом порядке, но, полагаю, это произойдет скоро.
– Какие могут быть ожидания в плане развития двусторонних отношений после ратификации соглашения?
– Армения всегда придавала важное значение армяно-румынским историческим отношениям и готовность углублять эти отношения была подтверждена в ходе встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран, состоявшейся в Нью-Йорке. В качестве важного шага на пути углубления двусторонних отношений стороны подчеркнули необходимость проведения консультаций между министерствами иностранных дел двух стран. Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве является путеводителем не только между ЕС и Арменией, но и странами ЕС. В первой половине 2019 года Румыния будет председательствовать в ЕС, что важно для Армении, и, следовательно, мы будем работать над тем, чтобы достигнутая позитивная динамика в двусторонних отношениях отразилась в том числе и в многостороннем формате – в европейском направлении.
– В апреле в интервью «Аравот» Вы сказали, что румынская сторона неоднократно заверяла в том, что соглашение будет ратифицировано упрощенным путем, а потом последует более сложная работа. О какой сложной работе идет речь?
– Естественно, для нас с точки зрения политической повестки и торгово-экономических отношений с ЕС соглашение будет иметь важное значение. Что касается армяно-румынских отношений, то стоит отметить, что, к сожалению, экономическая составляющая не очень соответствует динамике политического диалога и тех исторических и культурных связей, которые имеются между нашими двумя народами и государствами. Здесь, полагаю, не только армянской стороне, но и румынской многое предстоит сделать, в частности восстановив работы межправительственной комиссии, последнее заседание которой состоялось в 2013 году.
– Председательство Международной организации Франкофонии перешло Армении. Что может на практике данная платформа Армении, какие Вы видите перспективы, какие необходимы шаги и в каких именно направлениях?
– Действительно, проведение саммита Франкофонии на высоком уровне очень важное достижение для Армении, как с точки ведения внешней политики, так и узнаваемости нашей страны. Важной платформой в отношениях с Румынией является также сотрудничество в рамках Международной организации Франкофонии и других франкоязычных организаций. Румыния играет важную роль в данных организациях, именно в этой стране находится штаб-квартира МОФ в Центральной и Восточной Европе. Кстати, Румыния в ереванском саммите принимала участие на уровне вице-премьера Анны Бирчалл, которая на церемонии открытия зачитала послание премьер-министра Румынии. Мы продолжим активное сотрудничество с нашими румынскими коллегами и региональными франкоязычными организациями, действующими в Румынии в тех сферах, в которых Армения уже занимает очень важное и видимое место.
– Как Вы оцениваете роль армянских организаций Румынии в армяно-румынских отношениях, как Вы сотрудничаете с армянской диаспорой?
– Как Вам известно, Румыния является первой страной, установившей дипломатические отношения с Арменией в декабре 1991 года, и это вовсе не является случайностью. Этот факт обусловлен именно армянской диаспорой Румынии, одним из выдающихся представителей которой тогда был католикос Вазген Первый. Организационным отражением общины является Союз румынских армян, которым начиная с 1990 года руководит депутат Варужан Восканян. Община действительно является серьезным связующим звеном между двумя странами. Мы и наши румынские коллеги об этом говорим с гордостью. В духовной жизни армянской общины важно место занимает епархия Румынии, предстоятелем которой является архиепископ Татев Акопян. В культурной и гуманитарной сферах посольство активно сотрудничает как с представителями Союза румынских армян, а также с Армянской епархией Румынии.