6 сентября мыслящую общественность потрясла новость об аресте в Москве выдающегося политического деятеля, ученого, публициста, признанного лидера Талышского национально-освободительного движения, Фахраддина Абосзода. Но сейчас я пишу эти строки не только и не столько как представитель обеспокоенной общественности, сколько как старый друг Фахраддина и во многом – как его единомышленник.
Как известно, уголовное дело против Ф, Абосзода было возбуждено 12 июля с.г. в Баку. Ему инкриминируются неоднократные публичные призывы к насильственному захвату власти и к нарушению территориальной целостности Азербайджанской Республики (281.2 УК АР) и действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (283.1). Задержание – следствие объявления Азербайджаном Абосзода в международный розыск.
Позиция и действия Азербайджана мне понятны: руководству этой страны не впервой выдвигать надуманные обвинения против неугодных и устраивать за ними охоту по всему миру. Речь пойдет о другом.
Начнем с деталей «задержания». Фахраддин Абосзода не был «задержан силами полиции Люберецкого района Москвы», как пишут некоторые ресурсы, а был приглашен в УВД данного района, и, как законопослушный бюргер, пришел туда в назначенное время 6-го числа. Именно там Абосзода и был задержан и уже на следующий день(!) предстал перед судом, который постановил заключить Абсзода на месяц под стражу для обеспечения его выдачи азербайджанским властям.
Суд, который изначально был запланирован на последующую неделю, был проведен настолько спешно, что лишь по счастливой случайности и благодаря оперативной работе талышских активистов удалось обеспечить адвоката (талыша по национальности, живущего поблизости) для подготовки прошения о предоставлении Фахраддину Абосзода политического убежища в России. Думаю, нет смысла пояснять, чем чревата депортация в Азербайджан для одного из основателей Талыш-Муганской республики, безусловного лидера Талышского национально-освободительного движения и самого последовательного и бескомпромиссного сторонника независимости Талышистан!
Подобная «слаженная» работа российских правоохранителей, ей Богу, настораживает.
Фахраддин живет в России не первое десятилетие и неоднократно обращался за получением гражданства РФ. Не было ни одного формального повода последовательно отказывать известному ученому и писателю, публицисту, чьи статьи регулярно помещают ведущие российские медиа-ресурсы и издания (ИА Regnum, ИА Rex, Кавказский геополитический клуб), человеку, родившемуся в СССР (сколько мы слышали об упрощенной схеме получения гражданства РФ!), любящего Россию, прекрасно владеющему русским языком и во многом являющемуся носителем русской культуры, убежденному стороннику державного курса России, определенного российским президентом, в конце концов - добропорядочному человеку, ни разу не нарушившему законов Российской Федерации!
Не сомневаюсь, что за это время российское гражданство получили тысячи азербайджанцев, не имеющие с Россией ничего общего и даже враждебно настроенные по отношению к ней! Обратим внимание на тот факт, что азербайджанская диаспора в России имеет недобрую славу в плане общественно-политической деятельности – вспомним хотя бы недавнюю ликвидацию Всероссийского Азербайджанского Конгресса. Не касаясь рядовых азербайджанцев, отмечу также, что вся так сказать мыслящая часть российских азербайджанцев подпитывается из Баку идеями об ослаблении и развале РФ посредством исламистского «тюркского» (обязательно в кавычках – один Бог знает, что они под этим понимают) фактора, разрабатываемыми в недрах азербайджанских спецслужб и псевдоакадемических институтов. Так вот, весь этот сомнительный и опасный контингент состоит из самых что ни на есть россиян, граждан России.
А вот Фахраддин Абосзода российского гражданства не удостоился, хотя, на мой взгляд, такой гражданин и патриот России только сделал бы честь этой стране. Фахраддин мог с легкостью получить политическое убежище в любом европейском государстве. Но это – не тот человек, который может прозябать на чужбине в статусе отошедшего от дел обеспеченного пенсионера, отдалившегося от проблем своего многострадального народа. Он должен быть рядом, в гуще событий. Легкие пути – не для него...
У меня почти нет сомнений в том, что отсутствие российского паспорта у личности такого калибра – вовсе не следствие политического решения или указания сверху. Это просто – работа чиновника среднего или чуть более высокого звена, который регулярно «получает на лапу» от азербайджанских «друзей» и держит руку на пульсе этого дела. Большая страна, знаете ли, кто там станет дотошно разбираться, почему именно этому гражданину отказано…
На фоне всего этого, боюсь, и этот арест, и спешный суд, вынесший одиозное решение, – следствие подобной работы азербайджанских лоббистов. Не кажется ли вам странным, что те же самые азербайджанские ресурсы, которые денно и нощно ругали Фахраддина, вдруг словно воды в рот набрали – ничего, кроме маленькой заметки в haqqin.az со ссылкой на Regnum. Явно ведь получили указание от вовлеченных в эту подлую аферу московских подельников не шуметь, пока дело не будет сделано до конца.
Азербайджану очень нужен именно Фахреддин Абосзода. Теоретик национально-освободительного движения талышей, пользующийся безусловным авторитетом и любовью всех слоев талышского народа. Неподкупный, неконьюнктурный, не заботящийся о собственном благополучии. Харизматичный, умный, блестяще образованный. Принципиальный и последовательный в своей идеологии. Человек, положивший на алтарь Родины всю свою жизнь. Отказавшийся от семейного уюта, от элементарного комфорта, не знающий отдыха. Живущий в виртуальном Талышистане и стремящийся сделать его реальностью. С таким противником трудно сражаться, и поэтому Азербайджан работает на уничтожение.
И что особенно важно, Фахраддин Абосзода – знаковая фигура не только для Талышского движения, это – флагман борьбы за свободу всех угнетенных народов Азербайджана: лезгин, аварцев, татов… Нейтрализовать Фахраддина значит ударить по повестке коренных народов, волею судьбы оказавшихся в составе геноцидального псевдогособразования.
Это обязывает всех нас сегодня поддержать Фахраддина Абосзода. Тем более, что налицо наличие законного правового поля, в рамках которого лидер подобного ранга, калибра не может быть сдан государству, где его не ждет ничего, кроме жестокой расправы.
Показательно, что арест Фахраддина Абосзода стал очень важным маркером реального положения вещей в Талышском движении. С одной стороны, тысячи молодых талышей, бьющих тревогу, делающих все возможное и невозможное, чтобы помочь лидеру своего народа и не сомневающихся в успешном результате своих усилий. Это – будущее Талышистана! Я рад наблюдать за этой активностью, пусть даже поводом для нее стало нахождение в застенках моего друга. Уверен, счастлив этим и сам Фахреддин. С другой стороны – притихшие, затаившиеся в ожидании развязки бандерлоги, ни словом не обмолвившиеся о происходящем, боящиеся за свои сомнительные ниши и уязвимые позиции. Вот сейчас видно, кто – талыш, борец, а кто – коньюнктурщик и коллаборационист.
Я очень надеюсь, что сторонники правды и справедливости смогут объединиться и добиться того, чтобы Фахраддин Фарманович Абосзода вышел на свободу и получил гарантии безопасности пока хотя в виде политического убежища в РФ, а в конечном итоге – в виде российского гражданства.
Я бы хотел привлечь внимание и своих компатриотов, армянскую общину России. Мы не можем молча и бездумно сдавать своих друзей. Мы не может допустить передачи азербайджанским властям друга армянского народа, внесшего принципиально новый дискурс в вопрос о позиции национальных меньшинств в армяно-азербайджанском конфликте, в вопросе Арцаха. Это Фахраддину принадлежит тезис о том, что «Арцах – вопрос не только армян, но и талышей». Это благодаря ему сведены на нет усилия азербайджанского агитпропа по созданию образа армянина-врага в среде талышей и прочих коренных народов Азербайджана. Поверьте, во многом именно на личности Фахраддина и его идеях зиждется сегодня фундамент армяно-талышской дружбы и дальнейшие взаимоотношения с этим древнейшим нашим соседом, по сути родственным нам народом.
И, в заключение, я очень надеюсь на благоразумие российской фемиды. Это как раз тот случай, когда статус великой державы может быть поддержан решимостью защитить справедливость не только на полях сражений, но и в нравственно-правовом поле.