В общежитии для беженцев можно встретить представителей разных национальностей: в Армении они оказались волей судьбы. Здесь мы встретили и беженку из Азербайджана.
Глядя на Егану Г., сложно догадаться, что она азербайджанка. Выдает ее армянская речь с некоторым акцентом и то, что она временами переходит на русский.
— Здравствуйте, вы давно здесь? – спрашиваю я.
— Я не говорю с журналистами, — резко отвечает Егана, продолжая путь в свою комнату.
Иду следом за ней и рассказываю, что сама я из Грузии и у меня есть друзья-азербайджанцы. На эту фразу женщина остановилась.
— Я тебе верю, – говорит Егана и приглашает к себе домой. Поднимаемся на пятый этаж здания, узкие коридоры ведут к деревянной двери, за которой нас ждет светлая комната. Четырнадцать квадратных метров – это вся жилплощадь. Здесь Егана живет уже три года.
Она поправляет выпавшие из целлофанового пакета вещи, которые ей приносят люди в качестве помощи.
"Это помощь. И что мне с ней делать? Мне это не нужно, а вот работа нужна, чтобы я смогла себя содержать. У меня астма, не каждое дело мне по плечу", — говорит Егана.
Женщина показывает нам паспорт, подтверждающий, что она родилась в 1964 году в Азербайджане, в городе Мингечаур.
"Мне было 17, когда я бежала с моим супругом – армянином по национальности. Родители, братья, да и все были против. Бывало, что армянские девушки выходили замуж за наших, но чтобы азербайджанки шли в жены в армянскую семью – это было редко", — сказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Гасимова.
Высокий черноглазый армянин Артур (имя изменено) сразу пленил азербайджанскую девушку. Пара обвенчалась в 1981 году в Азербайджане, вопреки протестам и ссорам с родственниками Еганы.
"Я его любила больше вселенной, он был старше на четыре года. В браке у нас родились четверо детей – Карен, Вадим и две дочери", — рассказала Егана.
Когда начался карабахский конфликт, вопрос, где оставаться, не обсуждался. Егана последовала за мужем в Армению. Молодая чета с тремя детьми приехала в начале 90-х в Ереван, младшая дочь Еганы родилась уже в Армении.
Они все себя чувствуют армянами, но не забывают, что в их жилах течет и кровь азербайджанки, говорит Егана. Армению Егана полюбила, однако хотела бы увидеть хоть раз красивые просторы родного Мингечаура.
"С супругом мы уже не вместе, так я оказалась здесь (в общежитии – ред.). Теперь живу одна, ради детей и внуков. Родные отговаривали от поездки в Армению, братья от меня отвернулись. Я не жалею, что здесь, все, что я сделала, было правильно", — говорит Егана.
Единственное, о чем она жалеет, – это то, что так и не попала на похороны мамы. После конфликта в Карабахе ни армяне, ни азербайджанцы не могут ехать друг к другу в гости, поясняет Егана, будто оправдывая свой поступок.
Егана уже 28 лет живет в Армении. Несмотря на сложности, она с семьей никуда не уехала, хотя были разные предложения.
"Я себя здесь всегда чувствовала комфортно, никто ни разу хоть пальцем на меня не показал и не указал на мою национальность", — сказала Егана.
Бабушка Анаит – соседка с верхнего этажа – стала для нее второй мамой, они коротают зимние вечера, ходят, друг к другу в гости на чай или кофе. Летом же во дворе людей пруд пруди, есть с кем обмолвиться словечком.
Егана просит у властей Армении работу, которая ей будет по силам. По болезни женщина многого делать не может, без работы ей не на что жить, а до пенсии еще есть несколько лет.
Если и это получится, Егана будет счастлива. Женщина также мечтает хоть раз вновь увидеть родные края, однако сомневается, что азербайджанку с армянским паспортом примут в Азербайджане.