В преддверии встречи Никола Пашиняна и Владимира Путина в армянских экспертных кругах стали активно обсуждать тему вероятного членства Азербайджана в ОДКБ. Причем, ощущение такое, что в Армении ее воспринимают гораздо серьезнее, чем в Азербайджане. О такой целесообразности, напомним, заявил азербайджанский депутат, но на более высоком уровне тема не затрагивалась.
Тема эта не рассматривалась и на встрече Путин-Алиев 1 сентября. Более того, в публичной повестке военно-техническое сотрудничество заметно уступало экономическому, а об ОДКБ вообще не упоминали.
Вряд ли на этом фоне тема будет обсуждаться на встрече Пашинян-Путин. Возможно, азербайджанский зондаж не прошел, и Россия не проглотила наживку.
Есть расхожее мнение, будто Россия с распростертыми объятиями примет Азербайджан в ОДКБ. Тесные отношения с Баку, конечно, важны для Москвы. Мотивы самые разные, но Кремль знает, что Азербайджан никогда не станет зоной российского влияния. Тут у России сразу несколько конкурентов, и России просто нужно поддерживать с Азербайджаном тесные отношения.
Россия прекрасно знает, Азербайджан станет в ОДКБ «десантом» целого ряда государств в блоке, причем, эти государства вовсе не являются союзниками Москвы по интересам.
В Москве знают, что единственной устойчивой платформой на Кавказе является Армения, и в случае ее потери Москва потеряет Кавказ.
Однако, если Армения будет в кармане у России, есть вероятность, что она продаст свое колоссальное влияние на Армению Азербайджану, пытаясь за счет Армении добиться влияния на Азербайджан.
До Апрельской войны Москва руководствовалась этим принципом, но война раскрыла опасность такого подхода как для Армении и Арцаха, так и России.
Более того, Кремлю стало ясно, что вероятность потерять Армению велика как никогда, зато не так много шансов получить даже частичку Азербайджана.
Руководство России оказалось сейчас в сложнейшей внутренней и внешнеполитической ситуации. Не стоит исключать, что тема ОДКБ – это зондаж вовсе не Баку, а тех, кто пытается распространить свое влияние и политику на Кавказ, например, Турции или Израиля.
И тут очень важна позиция Армении, которая не должна становиться карманным фактором. И заявления Пашиняна до отъезда в Москву позволяют полагать, что едет он туда вовсе не в карманном настроении.
Может показаться, что это увеличит противление России. Но тут есть важное обстоятельство. Россия ждет от Армении готовности к сопротивлению и суверенитету, потому что в региональном контексте именно они станут важными козырями России.
В этом смысле симптоматично прозвучало заявление главы МИД России Сергея Лаврова, который сказал, что Москва хочет услышать от Пашиняна о видении развития событий в Армении. Это беспрецедентное обстоятельство – глава МИД России фактически намекает, что Москва ждет Пашиняна не для того, чтобы сказать нечто, а чтобы выслушать.
Именно на обоюдном интересе и перспективах должны строиться армяно-российские отношения.