Премьер-министр и президент Армении вечером прогулялись по Северному проспекту с Ангелой Меркель, а утром проводили ее и могут, наконец, вернуться к внутренней политике.
А ситуация в стране в преддверии выборов в Совет старейшин Еревана постепенно поляризуется. И дело не только в том, что впервые состоятся выборы, в которых не примет участие РПА. Дело в том, что в стране нарастает «кризис»: власти признают, что у них возникли проблемы с назначением внеочередных выборов. А выборы должны стать стартом новой политики, инвестиций и новой Республики.
На митинге 17 августа Никол Пашинян заявил, что для назначения внеочередных выборов могут понадобиться конституционные реформы – парламент должен самораспустился без отставки премьера. Кроме того, Никол Пашинян заявил о создании органов переходного правосудия. Это серьезнейшие реформы, которые могут вызвать сопротивление прежней системы. Но в них не будет необходимости, если кто-то возьмет на себя ответственность разрешить надвигающийся конституционный кризис.
Говорил ли Никол Пашинян об этих планах с президентом Арменом Саркисяном, который является гарантом Конституции? В конце концов, должность «церемониального» президента была создана именно для того, чтобы разрешать такие кризисы.
Армен Саркисян пока не высказался по поводу вероятных изменений и не сказал, «на чьей он стороне». Спикер парламента Ара Баблоян заявил, что начинает серию консультаций, в том числе, встретится с Арменом Саркисяном. Возможно, президент выскажется после встречи со спикером.
Отношения между Николом Пашиняном и Арменом Саркисяном складываются не совсем однозначно. Армен Саркисян, фактически, открыл «врата власти» перед революцией, когда 22 апреля пришел на площадь Республики. На следующий день Серж Саркисян подал в отствку. Затем Армен Саркисян приветствовал ненасильственную революцию, при этом высказался за увеличение полномочий президента. Однако, Никол Пашинян однозначно ответил, что если премьер и уступит свои полномочия, то только парламенту, а не президенту.
Теперь Армен Саркисян может оказаться в роли верховного судьи – гаранта Конституции. Армен Саркисян может стать мостом между революцией и Конституцией, в то же время, Армен Саркисян может не вмешаться и дождаться «победы» либо революции, либо Конституции.
В Армении начинается бурный политический сезон, и старт будет крайне важным: начнется ли процесс с углубления конфронтации или с диалога? Все карты раскрыты: новая власть может вынудить парламентские силы назначить новые выборы под давлением народа, но, возможно, будет найден более предпочтительный путь.