Пресс-секретарь премьер-министра Армении Арман Егоян в беседе с РБК заявил, что Армения намерена сохранить за собой должность генсека ОДКБ, которая, в соответствии с квотой, передана Армении до 2020 года. Вопрос актуализировался после того, как Хачатурову было предъявлено обвинение по делу 1 марта, а в качестве меры пресечения к нему применили арест и освобождение под залог. Тем не менее, это породило проблемы с его пребыванием в должности генсека ОДКБ.
В российской прессе появилось мнение неназванного источника в МИД России о том, что ОДКБ может не утвердить новую кандидатуру от Армении.
Кандидатуру Хачатрова в ОДКБ также утвердили непросто, процедура растянулась аж на год. Говорили, что Беларусь и Казахстан выступают против кандидатуры от Армении, потому что отстаивают интересы Баку.
Армения однако не проявляла активности для преодоления сопротивления и терпеливо ждала. Серж Саркисян, по-видимому, не хотел платить за назначение представителя Армении генсеком ОДКБ какую бы то ни было цену, считая, что по большому счету Армени эта должность не нужна.
О том, что эта должность в той же степени во вред Армении, сколь и в пользу, заявил и экс-министр обороны Армени Виген Саркисян, отметив, по сути, что пребывание Хачатурова в должности не означает, что Армения сможет влиять на решения ОДКБ в большей мере.
На саммите в Казахстане в мае 2017 года Хачатурова все же назначили. Сержу Саркисяну, по сути, удалось, с одной стороны назначить своего представителя в ОДКБ, с другой – ничего за это не заплатить. Серж Саркисян на деле освободился от Хачатурова, который, будучи в Армении, был, скорее, представителем ОДКБ.
Нужно ли Армении сохранить за собой должность генсека ОДКБ? И действительно ли обвинение Хачатурову сказывается на репутации ОДКБ?
С репутацией ОДКБ своими непорядочными и далекими от союзных шагами играют другие члены блока. Еще в 2014 году Серж Саркисян довольно грубо заявил, что коллеги даже не взяли трубку, чтобы поинтересоваться, что происходит с проблемами безопасности в Армении, в связи с диверсиями Азербайджана.
Так что, вопрос Хачатурова не имеет отношения к репутации ОДКБ, которая и без того скомпрометирована военной и политической помощью Азербайджану, который находится в состоянии необъявленной войны с Арменией.
Ереван в рамках добросовестных союзнических отношений намерен предпринять все шаги для снятия препятствий для назначения нового генсека, хотя ничего с ОДКБ не случилось, когда с декабря 2016 по май 2017 блок оставался без генсека.
Так что, обыгрывание темы Хачатурова – чистейшей воды манипуляция, которую, возможно, совершают противники Армении, или же, может, сторонники Хачатурова.
Тем не менее, Ереван не должен соглашаться на условия ОДКБ. Пусть отвергают новые кандидатуры как угодно долго, как отвергали во время Сержа Саркисяна. Не нужно платить за это цену. А если хотят отменить квоту Армении, то и это не проблема, тем более, что квота была введена, чтобы закрыть Армении рот, как метко заявил Виген Саркисян, будучи министром обороны.