Посол США в Армении Ричард Миллз заявил, что говорить о новых крупных американских инвестициях в Армении слишком рано. По словам посла, американские инвесторы заинтересованы в инвестициях, но хотят увидеть, чем закончится борьба правительства Армении с коррупцией.
После визита Никола Пашиняна в Брюссель прозвучали резкие заявления в адрес Европы. Никол Пашинян заявил, что ожидания от Европы были выше, однако после революции отношение Европы к Армении не изменилось. В ответ посол Евросоюза в Армении Петр Свительски заявил, что если Армения не намерена менять свою политику в отношении Европы, то как Европа может изменить свое отношение.
«Вы говорите, что отсутствие изменения в политики Армении в отношении Европы должно привести к изменению отношения Европы. Как можно это совместить?» – сказал Свитальски.
Многие говорят, что на Западе в отношении Армянской революции, несмотря на восхищение, в целом довольно безразличное отношение. Это может быть обусловлено различными обстоятельствами, но в основном тем, что перемены в Армении не несли в себе изменение внешнеполитической ориентации, как в случае с Грузией и Украиной. Новые власти в свою очередь неоднократно заявляли, что внешнеполитическая стратегия не изменится.
Однако, геополитическая роль Армении – сдерживание турецкой экспансии, по большому счету, не предполагает изменения внешнеполитической ориентации, и по этой роли в мире сложился широкий консенсус.
Все остальное рассматривается как внутриполитические армянские дела, и об этом заявляют и лидеры Армянской революции.
То есть, политика в отношении Армении по сути остается той же и может измениться только в очень конкретных обстоятельствах.
С другой стороны, очевидно, что Запад также не ставит перед Арменией задачу изменения внешнеполитической ориентации, все понимают положение Армении и ее роль, и проводимая политика направлена на обеспечение минимальных условий для выполнения геополитической миссии. Именно по принципу большее на большее.
В этих условиях нет причин для воодушевления или разочарования. Революция должна продолжаться на всех фронтах и дойти до логического завершения. То есть, должно быть создано государство нового качества. Как это сделали грузины, но не смогли сделать украинцы: там сохранилось олигархическое правление, просто Украина получила более важную геополитическую роль.
Послы Запада – Миллз и Свитальски – говорят об этом, открытым текстом. И это хорошо, потому что не оставляет места иллюзиям и формальностям.
Как на это отреагирует Россия? Это не менее важный вопрос, в том смысле, что отношения с Западом Армения до сих пор обуславливала отношениями с Россией. Может ли это быть спроецировано на обязывающие отношения с Россией, чтобы Москва не удовлетворялась только тем, что Армения «никуда не денется»? Во всяком случае, и тут настала пора выяснить отношения.