Между Арменией и Россией установлен предметный политический диалог, говорится в послании президента РФ Владимира Путина к участникам 7-го армяно-российского межрегионального форума. Форум проходит в Армении, и руководителем российской делегации является министр культуры Владимир Мединский.
Что подразумевает российский президент под предметным диалогом, вернее, какой период? Диалог, начатый Сержем Саркисяном, или после Бархатной революции? В любом случае, то, что в условиях новой власти Путин позволяет себе в послании подобное выражение, говорит о том, что оно распространяется на новое время, в котором Путин уже дважды встречался с Николом Пашиняном. Пока Пашинян ездил в Россию только с рабочими визитами, о государственном не говорится.
После второй встречи с Путиным во время открытия Чемпионата мира по футболу Пашинян заявил, что между ними сложились искренние, честные отношения.
После формирования нового правительства в результате Бархатной революции стали очевидны попытки оппонентов в Армении создать впечатление, будто Путин «отвергает» Никола Пашиняна, армяно-российские отношения под угрозой, а это чревато тем, что Москва накажет Армению «Азербайджаном».
С точки зрения внутренних распрей использование оппонентами нового правительства столь тонкой материи выглядит естественно. Но в более широком контексте такие акценты несколько примитивны и поверхностны, как минимум, после Апрельской войны, когда в первую очередь Москва поняла свой провал как по части Армении, так и региональной политики.
В этом контексте заявление на уровне Путина выглядит примечательно. Надо отметить, что Армения всегда будет проигрывать Турции и Азербайджану объемами политического ресурса. Единственный вариант — формирование более представительной общины, что требует времени и средств А пока стержнем армяно-российских отношений будет оставаться кресло напротив Путина.
Никол Пашинян, который, по большому счету, решает задачу власти, как и Серж Саркисян, нуждается, помимо искренних отношений, во взаимном доверии. Это осложняется тем, что против доверия на уровне Путина активно работает как Азербайджан, так и некоторые армянские круги.
Никол Пашинян должен и обеспечивать предметный диалог, и очищать дорогу от мин, особенно, азербайджанских. Видимо, этим обусловлена интенсивная работа нового правительства Армении с Россией.
Нынешняя ситуация требует оперативных решений, особенно, по части азербайджанского шантажа. А полем таких решений является прежде всего Россия, и это безусловно понимают на Западе те, кто подходит к вопросам безопасности и стабильности на Кавказе со всей ответственностью.