Армяне окончательно потеряли государственность в 1375 году, когда киликийский король Левон 6-ой после продлившейся 105 дней осады Сиса сдался египетскому султану и по сути был свергнут. Де-юре государственность была восстановлена 28-ого майя 1918-ого года, когда была создана т.н. первая республика. Однако, де-факто суверенитета не было ни во время первой, ни во время второй (советской), ни во время третей (нынешней) республики. За последние семьсот лет у армян не было монополии на применение насилия в пределах границ собственного государства. Последние семьсот лет эта монополия принадлежала султанам, шахам, царям, императорам, но не армянам. Однако рождение третьей республики было ознаменованного карабахским освободительным движением и призрачными надеждами на суверенитет. В результате военного конфликта на территории Арцахской Республики армяне воссоздали монополию на применение насилия на территории Армении. Существование Арцахской Республики есть результат семисотлетней борьбы, унесшей миллионы жизней. Геноцид армян в Османской империи был следствием именно борьбы за суверенитет начавшейся задолго до 1915-ого года. Живущие в Лондоне, Мадриде и Париже армянские дворяне и их потомки среди успешных купцов юго-восточной Азии, из поколения в поколение передавали эстафету освободительной борьбы. На протяжении семисот лет армяне гибли ради того, чтобы самим решать свою судьбу. Арцах стал материализовавшейся мечтой, ценой которой были миллионы жизней.
С точки зрения государственности Арцах это единственная гордость армян за последние семь веков, и единственная ось, образующая национальную идентичность после геноцида. Любые процессы, связанные с Арцахом должны рассматриваться именно через эту исключительно эмоциональную призму. Арцах это болевая точка, обостряющая все органы национального самосознания. Арцах для армян это кровоточащая семьсот лет рана, которая совсем недавно покрылась коркой и ещё очень долго будет заживать. От части поэтому, длящаяся уже 25 лет, осада армянских государств пока не принесла результатов.
Ни для кого, из имеющих достаточно квалифицированные аналитические ресурсы в Армении, не секрет, что так называемая «бархатная революция» на самом деле протекала под строгим контролем властей и была далека от популяризуемой идеи спонтанного безнасильственного сетевого протестного движения. Все «аналитические центры» так или иначе принимали участие в процессах, но не все это делали с одинаковой эффективностью. Можно долго рассуждать о том почему по результатам «революции» некоторым удалось получить свою долю, в то время как иные остались за бортом, но факт остаётся фактом – кто-то за бортом всё же остался.
Попытаться залезть обратно на борт через «арцахскую палубу» это едва ли не худшее из всех возможных вариантов. Попытка взять реванш за обескураживающий провал в процессе смены власти через посыпание соли на, кровоточащую семьсот лет, рану приведёт только к консолидации внутри общества, а в последующем и к обострению в двухсторонних отношениях. Об этом скорее всего не будет заявлено официально, и даже штатные аналитики обойдут тему стороной, но осадок всё же останется и будет влиять на тональность риторики. И никого уже не будет интересовать что организаторы операции действовали на свой страх и риск, и что им никто соответствующей команды к наступлению не давал. Ведь, имея всю информацию, соответствующие лица команды к отступлению тоже не дали. Да и как можно ожидать от, выросших на волне лихих 90-х, коммерсантов чего бы то ни было вразумительного на международном политическом поприще. Единственным результатом внутриполитических провокаций в Степанакерте могут стать обострения антироссийских настроений. Все всё прекрасно знают. Москва может и не давала команды на атаку, но и на отбой тоже не скомандовала.
На территории армянских государств формируется новая реальность, реальность которая является результатом глубинных многовековых процессов. Здесь нет ничего спонтанного, всё протекает под чутким контролем элит. С этой новой реальностью надо считаться. Коммерсанты и иные гастарбайтеры, какими бы то ни было успешными они не были в своих сферах, при работе со своей исторической родиной, должны уступить своё место профессиональным дипломатам и политикам.
Как бы остро не было уязвлено самолюбие метрополии от осознания того, что Серж Саргсян опять добился своего, с этим фактом надо смириться и двигаться вперёд. Ведь ничего кроме самолюбия, на самом деле, не задето. Да, определённого передела капитала и сфер внутриполитического влияния не избежать, однако Армения была и остаётся естественным союзником России и никуда она от этого не денется, но дров наломать может. Причём наломать дров на ровном месте может как Армения, так и Россия. Для восстановления нормального русла двухсторонних отношений надо просто усмирить, пытающихся доказать свою пригодность, авантюристов, которые стараются польстить уязвлённому самолюбию шефа.