Судьбы песен схожи с судьбами людей: у каждой своя история, своя биография. Одни забываются, едва прозвучав, никого не взволновав, не растревожив. Другие ярко вспыхивают, но скоро угасают. И лишь немногие не умирают, не старятся, продолжают жить независимо от своих создателей, становятся нашими спутниками в горе и радости.
В годы Великой Отечественной войны на полях сражений не только свистели пули и гремели взрывы, но и звучали песни. Они были разными по характеру: героическими и веселыми, боевыми и лирическими, строевыми и шуточными. Их слушали во время привалов, коротких передышек, пели во время боя, черпая силу в родном слове. Порой песня была опаснее винтовки, она укрепляла дух армии, вселяла уверенность в победе, поднимала в атаку.
Словно журавли, парили над полями сражений военные песни, перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл, в далекие партизанские землянки. Многие из них сумели долететь сквозь годы к нам, не утратив при этом своей душевности, теплоты и силы. Давайте вспомним наиболее известные из них.
24 июня 1941 года в нескольких газетах было опубликовано стихотворение-призыв В. И. Лебедева-Кумача, которое начиналось со слов «Вставай, страна огромная…». Его прочел А. В. Александров и тут же сел за рояль. Так родилась одна из самых мощных песен военного времени, до сих пор пробирающая до дрожи, – «Священная война».
«До свиданья, города и хаты» – эта походная песня, опаленная дыханьем первых дней войны, звучала на призывных пунктах и вокзалах всей страны. Слова были написаны Михаилом Исаковским, а вот музыку к ним написали сразу несколько композиторов, среди них М. Блантер и В. Захаров.
Песню В. Соловьева-Седого на слова А. Чуркина «Вечер на рейде» многие коллеги-музыканты забраковали, посчитав слишком «мягкой» для сурового военного времени. Но слушатели рассудили иначе: словно по беспроволочному телеграфу, передавалась она из уст в уста. Прилетела песня и в осажденный Ленинград, место своего рождения. А когда прозвучала в эфире, то пели ее уже все: моряки, пехотинцы, летчики, артиллеристы.
Однажды партизаны брянских лесов обратились в штаб с необычной просьбой – подарить им песню. Работу над ответственным заданием доверили А. Софронову и С. Кацу, они и написали «Шумел сурово Брянский лес». Презентация состоялась в землянке, напевал сам композитор, а слепой баянист разучивал песню с голоса. Так партизанский край, получил свой гимн, которым и сегодня гордится.
Суровые были времена, но и тогда находилось время для хорошей шутки. Среди песен военных лет, как ни странно, немало смешных, задорных, веселых. Юмор помогал пережить все ужасы и лишения и не сойти с ума, остаться человеком. Песня-шутка «На солнечной поляночке», созданная в 1943 году полюбилась солдатам, а теперь и мы слушаем ее с удовольствием.
Стихотворение Алексея Суркова совсем не «собиралось» быть песней, более того, оно даже не должно было быть напечатано. Но судьба решила по-своему. «В землянке» стала первой лирической песней, созданной в годы войны. Ее безоговорочно приняли и солдаты, и те, кто ждал их возвращения домой.
Во время войны с некоторыми старыми произведениями произошли удивительные метаморфозы – они зазвучали по-новому. «Синий платочек» – лирическая, нежная песня, исполненная Шульженко, стала необычайно популярна после повторного «рождения» в 1942 году, именно тогда Максимов написал для нее новые стихи. Особенно полюбилась она пулеметчикам из-за слов «Строчит пулеметчик за синий платочек…», но и другие бойцы отнеслись к ней не менее трепетно.
Советскую песенную лирику военных лет невозможно представить без темы любви. Девушка, женщина провожает любимого на войну, ждет и скучает. Такие песни обычно были полны страдания и грусти, но вдруг появилась «Катюша», совершено другая по настрою и характеру. В ней нет тоски, зато есть гордость за тех, кто стал на защиту родной земли. Яркую, бодрую, задорную песню приняли на «ура.
В 1942 году на Ташкентской киностудии снимали фильм «Два бойца», режиссер решил, что не хватает музыки и обратился к композитору Никите Богословскому. Он так живо описал сцену, что Богословский, неожиданно для самого себя, сел к роялю и буквально сразу сыграл мелодию, которая вскоре стала невероятно популярна. Леонид Луков так же быстро написал слова, а Марк Бернес, который вообще не отличался расторопностью, – выучил песню «Темная ночь» за один вечер. Вот что значит сила искусства!
Победа! Долгожданная и выстраданная. Воины возвращаются домой, к своим родным и близким, к тем, кто ждал и верил. Но куда идти тому, у кого война отобрала все самое дорогое? Солдаты тоже плачут… Песня «Враги сожгли родную хату», написанная Блантером на стихи Исаковского, слишком уж выбивалась из мажорного победного репертуара. Созданная в конце войны, она всего один раз прозвучала по радио и исчезла из эфира на долгих пятнадцать лет, в сердцах же осталась навсегда