Армяне массово вышли на протесты на улицы Еревана из-за крайне сильное недовольство властью и намерения депутатов назначить премьер-министром экс-президента Армении Сержа Саргсяна, впрочем власть, скорее всего, проигнорирует требования митингующих.
Об этом в эфире "Прямого" рассказал политический обозреватель Айк Халатян.
- Чем Серж Саргсян не нравится этим армянам, которые выступили против него сегодня на улицах Еревана?
Здесь два момента можно отметить. Первый - крайне сильное недовольство армянской общины социально-экономической ситуацией в стране и неспособность власти решать эти проблемы. И второй - люди напоминают президенту, экс-президенту, что когда он инициировал конституционную реформу и переход республики на парламентскую форму правления, он обещал, что не будет претендовать ни на пост премьер-министра, ни на пост президента, не будет претендовать на власть. И поэтому сейчас, когда уже стало ясно, что целью конституционной реформы было обеспечить восстановление власти, люди этим недовольны и вышли на улицы. Но пока нельзя сказать, что такие уж массовые протесты. Беспрецедентное количество участников, но Армения видела митинги и побольше.
- Экс-президент Саргсян в политике уже очень давно. И, вроде бы, говорят, что с внутренними делами в Армении не так все сладко, мягко говоря, но на внешней арене он ведет якобы достаточно разумную политику.
С Азербайджаном у нас конфликт, у нас идут постоянные обстрелы на линии соприкосновения, а с Турцией у нас закрытая граница. Здесь скорее другое можно отметить: что Армения - единственная республика-член ЕАЭС и ОДКБ, у которой есть для этого очень хорошие отношения с Европейским Союзом, с западными странами. И она стала свидетельством того, что можно успешно сотрудничать как с Россией, так и с Западом в лице ЕС и США, свидетельством чего стал подписанный в прошлом году и уже на днях ратифицированный армянским парламентом новый рамочный договор о сотрудничестве с ЕС, и существующий режим льготной торговли "GSP +"
- Есть ощущение, что это борьба старых и новых элит. Потому что большинство элит армянских - это люди из Нагорного Карабаха. Это победители в той войне. Но они уже долго управляют. И, может быть, новые элиты не имеют возможности прийти к власти и управлять по-своему. Есть здесь доля правды?
Здесь конфликт региональных элит. Потому что для жителей Армении Нагорный Карабах - это такая же неотъемлемая часть Армении. Там живут такие же армяне. И поэтому здесь не вопрос, что выходцы оттуда, и какой регион Армении против какого-то региона. Я бы также не сказал, что это борьба элит. Потому что хочу провести все-таки аналогию с Украиной. Внутри правящей элиты Армении нет раскола. Здесь не так, как в Украине: чтобы некоторые олигархи и чиновники открыто или тайно поддерживали протестующих. Этого нет в Армении. И надо учитывать, что армянская оппозиция все же очень слабая. И здесь люди вышли не за оппозицию, а против власти. В этом отличие.
Пашинян же собрал столько людей не потому, что там столько-то людей доверяют, любят и верят ему, и хотят привести его к власти. Они вышли, потому что они не хотят нынешнюю власть, они выступают против нынешней власти.
- Ваш прогноз: чем закончится вся эта история с протестами?
К сожалению, я хочу, конечно, ошибаться ... Сегодня очень сильных столкновений не было. Все-таки протестующие пытались продвинуться в сторону административных зданий. Полиция преградила им путь и даже не разгоняла. Можно сказать, что просто полиция им не позволила пройти к резиденции президента, теперь уже премьер-министра, и к зданию парламента. Но, мне кажется, утром оппозиция сделает более активные шаги, чтобы не допустить голосования. При этом власть сделает все, чтобы это голосование прошло.
Так, количество протестующих беспрецедентное, если сравнивать с событиями последних двух лет. Я сейчас не хочу вспоминать про события 2016-го. Но, в любом случае, нет той критической массы людей, вышедших на улицу, которые могут заставить власть принять требования. Поэтому, к сожалению, я снова повторю, очень хочу ошибиться: не исключаю завтра какие-то столкновения, силовой разгон акций протеста. Но при этом, мне кажется, голосование в парламенте пройдет, и Серж Саргсян будет утвержден на должность премьер-министра Армении.
- Вы думаете, это чисто внутреннее армянское противоречие или там можно обнаружить "руку Москвы"? Теперь часто подозревают Москву в том, что ее руки очень далеко простираются.
Понимаете, Серж Саргсян - к нему очень интересное отношение. В Армении он считается очень пророссийским, а в России его считают слишком прозападным. "Руки Кремля" я не вижу, потому что нынешняя власть полностью устраивает Россию. Но при этом в данном случае эта власть также устраивает и Запад. Надо понимать, что слишком много завязано на фигуре Сержа Саргсяна в переговорном процессе по Нагорному Карабаху. И поэтому ни Запад, ни, тем более, Россия ничего не будут делать для смещения действующей власти.
Потому что смещение действующей власти означает переговорный процесс отбросить, как минимум, на пару, а то и на пять-десять лет назад. Пока новый человек придет, пока он заглянет во все тонкости, пока он будет настолько уверен, чтобы смочь при желании уйти на мирное разрешение по Карабаху. Нет, я не думаю, что Запад или, тем более, Россия заинтересованы в смене власти. И России это вообще не нужно. И даже Запад принимает все итоги выборов в Армении, часто не нравится некоторым оппозиционным деятелям в Армении и связанным с Западом общественным активистам. Но и США, и страны ЕС всегда признавали и приветствовали Сержа Саргсяна и его партию с победой на выборах.
Поэтому именно внешнего воздействия на эти события я не вижу. Здесь скорее усталость народа действующей властью и ее неспособностью решать проблемы.