Центр Еревана вновь оказался во власти тысяч протестующих. С вечера 13 апреля они разбили в центре армянской столицы палаточный лагерь, а в минувшую субботу захватили здание Общественного радио. Причиной их недовольства стал бывший президент Армении Серж Саргсян, которого 17 апреля собираются сделать премьер-министром. Протестующие утверждают, что они будут добиваться досрочных парламентских выборов, лишь бы не видеть этого человека во власти, а новым премьером видят Никола Пашиняна.
Лидер фракции «Елк» Никол Пашинян предвидел такое развитие событий и уже вечером 13 апреля собрал вокруг себя несколько тысяч гражданских активистов. В день объявления грядущего назначения Саргсяна вместе со своими сторонниками он захватил здание Общественного радио, чтобы обратиться к нации с призывом не допустить дальнейшей узурпации власти насквозь коррумпированными людьми. Однако, политику, вероятно, не хватило для этого решимости. Войдя в здание, он просидел там несколько часов, дождался, когда силовики оцепили дом и отключили свет, а затем беспрепятственно вышел оттуда. Правда, теперь прокуратура Армении угрожает Пашиняну возбуждением уголовного дела по факту удержания объекта стратегической важности.
Тем не менее, ночь на 15 апреля прошла без эксцессов. Протестующие переночевали на площади Франции, парализовав тем самым центр Еревана, но полиция никого не разгоняла и не задерживала. В свою очередь Пашинян утверждает, что 17 апреля под стенами армянского парламента соберутся несколько десятков тысяч его сторонников, которые не дадут стать Саргсяну премьер-министром.
Более подробно о планах оппозиционеров «МК» рассказал пресс-секретарь общественного движения «Гражданский договор» (одной из составных частей блока «Елк») Тигран Авинян:
«Мы 14 дней шли из Гюмри в Ереван, прошли 215 километров и 13 апреля наконец достигли своей цели. На следующий день мы зашли в здание Общественного радио и начали вещать через интернет-порталы, расположенные там. Кроме того мы обратили на себя внимание таких СМИ, аудитория которых была шире, чем у государственной радиостанции и даже телевидения. То есть, несмотря на то, что мы не вышли в прямой эфир, нам удалось выразить своей протест и заставить власти страны перестать игнорировать нас. До 14 апреля СМИ нас не замечали, теперь о нас говорят все. В то же время мы сознательно отказались силой выбивать себе прямой эфир, так как выступаем исключительно за мирный протест.
Чем будем заниматься в ближайшие дни, пока неизвестно. До сих пор мы импровизировали и действовали по ситуации. Пока в акции участвуют около 5 тысяч человек, но люди знают, что голосование за Саргсяна будет проходить 17 апреля, поэтому мы уверены, что к тому моменту нас станет около 15-20 тысяч. Такого количества людей будет достаточно для того, чтобы полностью окружить парламент и не дать никому проникнуть внутрь. При этом мы не собираемся применять силу. Наш путь — пассивное сопротивление. Мы верим, что у нас все получится.
У нас есть два сценария развития событий. Во-первых, 17 апреля мы заблокируем голосование, тогда через 7 дней состоится новая попытка. Когда и она провалится, в стране должны будут пройти досрочные парламентские выборы. Во-вторых, после нашей победы 17 апреля протестующие выберут своего премьер-министра, например, Пашиняна, который возглавит правительства и тоже объявит о досрочных выборах»
Между тем, акцию протеста организовал именно Никол Пашинян и его «Гражданский договор», а не «Елк». «Гражданский договор» является самой большой политической силой в блоке. Две другие, «Республика» и «Просвещенная Армения», всегда были намного менее популярными. При этом после победы на парламентских выборах в 2017 году «Елк» резко растерял свой авторитет среди уличной оппозиции, так как назвал состоявшийся плебисцит легитимным и прошедшим без серьезных нарушений. Для многих эти слова были равнозначны предательству. Считается, что если бы парламентские выборы состоялись сегодня, «Елк» почти наверняка остался бы за дверьми большой политики.
В связи с этим среди армянской оппозиции ходит слух, что Пашинян мог решить пожертвовать интересами идущего ко дну блока и заняться собственным будущим, используя для этого выдвижение Саргсяна в премьер-министры. Если ему удастся занять место самой радикальной силы в парламенте, возможно, он снова сможет расположить к себе улицу, избавившись при этом от ненужных теперь союзников.