Сурков говорит, что 4 века Россия пыталась идти на Восток, еще 4 века – на Запад, но, несмотря на ряд уступок по части армии и даже зон влияния, Россия так и не стала на Западе своей.
Теперь наступает эпоха одиночества, которая, по словам Суркова, не означает изоляцию. Он считает, что Россия будет сообщаться с миром, посредством международных организаций, инвестиций, даже войн – это тоже способ сообщения, но она останется одна. Это третий путь, говорит Сурков, называя Россию полукровкой, смешением Запада и Востока, харизматичной, но одинокой.
Идеология «суверенной демократии», по сути, не сработала, и теперь Сурков предлагает формат 14+. Включена ли в эту доктрину Армения и в каком статусе? Армения входит в границы одинокой России или остается только в зоне влияния? И что вообще представляют собой границы России 14+, совпадают ли они с границами самой России?
Как отнесется Армения, если Россия внесет ее в границы своего одиночества? А может, в концепции 14+ Армения рассматривается как зона влияния и открытое окно для сообщения с миром?
По большому счету, статья Суркова – это предложение миру оставить Россию в покое. Москва соглашается отойти назад в свою зону и обсудить новые правила сообщения с миром с новых позиций, но с условием, что России будет дано право на одиночество.
Чем ответит мир, евроатлантические центры? Очевидно, что целью санкций против России является сужение границ ее геополитического влияния. Устами Суркова Путин, фактически, предлагает обсудить границы этой зоны и новые правила. Если предложение будет принято, обсуждение места Южного Кавказа и Армении станет неизбежным. Где будет Армения – в границах зоны влияния России?
Многое будет, по сути, зависеть от самой Армении, от ее субъектности, от динамики внутренних трансформаций.
Примечательно, что именно в эти дни Серж Саркисян посетил Ватикан и принял участие в открытии памятника Нарекаци, который символизирует историко-политический и цивилизационный контекст отношений Еревана и Ватикана.
Армения пытается подчеркнуть свою субъектность, представляя все риски нахождения в границах «одинокой России». В таких условиях может резко возрасти вероятность превращения Армении в театр военных действий России и Запада. Сурков же называет войну способом сообщения с миром.