В начале апреля, после вступления в должность нового президента Армении Армена Саркисяна, правительство во главе с Кареном Карапетяном подаст в отставку. После чего правящая Республиканская партия Армении (РПА) сформирует согласно закону новое правительство.
Пресс-клуб “Содружество” обсудил с армянскими экспертами деятельность правительства Карапетяна. Учитывая, что до его отставки осталось немногим более трех недель.
Рекордные показатели
Назначением Карена Карапетяна на должность главы правительства президент Серж Саргсян пытался обозначить курс властей на перемены. Назначение было призвано, с одной страны, снизить накал общественного недовольства властями после захвата полицейской части группой “Сасна црер” , а с другой - обеспечить республике экономический рост.
И судя по показателям 2017 года, экономика республики начала подавать признаки жизни. Так, согласно о данным Национальной статистической службы Армении, в 2017 году экономический рост составил 7,5% (в госбюджете на 2017 год рост экономики Армении был заложен в размере 3,2%). Что стало рекордным показателем армянской экономики за годы президентства Сержа Саргсяна.
Существенный рост был зафиксирован в 2017 году и во внешней торговле - 26,9%. Внешний товарооборот по итогам прошедшего года составил 6,5 млрд долларов. И хотя экспорт рос опережающими импорт темпами —27,8 против 25,2% однако торговый дефицит по-прежнему внушителен - 2,242 млрд экспорта против 4,182 млрд импорта.
Значительный рост есть и в сфере туризма, которую Карен Карапетян объявил приоритетной сферой при вступлении на должность премьера осенью 2016 года. Как сообщил глава правительства в ходе совещания с представителями гостиничного бизнеса, в 2017 году был зафиксирован рост посещаемости Армении на 24% и туризма на 18,7% (Согласно Национальной статслужбе, Армению в 2017 году посетил 1 494 779 человек по сравнению с 1 259 657 в 2016-м). "В прошлом году мы предприняли рад шагов, для того, чтобы Армения, как туристическая страна, была узнаваемой. На 2018 год у нас также есть специальная программа", - отметил Карапетян.
Выполнил ли премьер обещания по инвестициям?
На этом позитивном фоне неясна лишь ситуация с инвестициями в армянскую экономику. Перед парламентскими выборами 2017 года, на которых Карен Карапетян сыграл главную роль в избирательной кампании правящей РПА, глава правительства пообещал резкий рост инвестиций в армянскую экономику. Он заявил журналистам, что правительство на 2017 год считает возможным реализовать инвестиционные программы на сумму 830-850 млн. долларов.
И естественно, что оппозиция и общественность попытались узнать у премьера, были ли достигнуты те показатели по привлечению инвестиций в армянскую экономику, которые озвучивал премьер перед выборами. И в ответ на вопрос одного из лидеров оппозиционного блока “Елк” Эдмона Марукяна Карен Карапетян заявил, что были осуществлены инвестиции на 856 млн долларов, 580 миллионов из которых поступили из частного сектора, а также инвестиции в размере 196 млрд драмов в области Армении.
Вопрос инвестиций в беседе с Пресс-клубом “Содружество” затронул и экономист Татул Манасерян, комментируя итоги деятельности правительства Карена Карапетяна. “Я в растерянности впервые в своей карьере. Премьер-министр озвучил цифру – 856 млн. долларов плюс 190млрд. драмов. Что в сумме дает 1,250 млрд долларов инвестиций. В то же время в декабре, когда министр экономки Сурен Караян говорил об итогах года, он сказал, что, по всей видимости, у нас будут инвестиции в размере от 150 до 200 млн долларов. Я отправил запрос и посредством СМИ также обратился к правительству, чтобы узнать чья цифра более приемлема и которую мы должны использовать, но пока так и не получил ответа”,- отметил он.
Итоги деятельности премьера
Что касается деятельности правительства, то Манасерян заявил, что может оценить деятельность самого Карена Карапетяна, а не его команды: “Я, честно говоря, не в обиду будет сказано, с большим уважением отношусь к нашему премьер-министру, но не вижу командной работы. Есть отдельные министерства, которые, на мой взгляд, работают эффективно, есть четкая дисциплина работы – это министерство финансов, министерство охраны природы, есть еще пара других, однако по другим министерствам нельзя такое сказать. То же самое касается структуры самого правительства, Центра стратегических инициатив…”.
Он добавил, что есть отдельные отрасли, которые делают определенные шаги, например министерство сельского хозяйства (при этом заметив, что нет аграрной политики как таковой), однако нет системного подхода, нет командной работы, согласованности, происходит дубляж функций.
Деятельность Карена Карапетяна во главе правительства в беседе с Пресс-клубом “Содружество” прокомментировал политолог, научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян.
“В период работы (премьером) Овика Абрамяна качество управления в Армении начало постепенно снижаться. Задачи, которые ставились государством, не реализовывались, госдолг рос. Частично, это произошло из-за того, что был кризисный период на всем постсоветском пространстве. Но все завершилось яростным бунтом группировки "Сасна Црер". Градус противостояния сильно вырос.
После прихода Карена Карапетяна удалось исправить эту проблему. Уровень доверия к самому Карену Карапетяну высок, а также несколько вырос уровень доверия ко всей государственной системе. В то же самое время, Карен Карапетян большие усилия приложил к реформированию государственных институтов, в том числе собираемости налогов и борьбе с коррупцией. В этом отношении есть определенные успехи, в отличие от предшественника. Кроме того, фактор наличия и активной деятельности Карена Карапетяна позволил Республиканской партии выиграть парламентские выборы 2017 года с большим отрывом”,- прокомментировал он политические итоги деятельности действующего пока главы правительства.
Что касается экономических итогов, то, по словам эксперта, идет тяжелая работа над купированием проблемы государственного долга Армении: “Пока что эта проблема не решена. Возобновлен экономический рост, некоторую часть результатов можно смело приписывать Карену Карапетяну. Но далеко не все - по крайней мере, в 2017 году были бы достаточно высокие темпы экономического роста и без него. Важнее те структурные преобразования, которые он проводит; они должны позволить обеспечить долгосрочный экономический рост”.
P.S. По всей видимости, в апреле Карена Карапетяна на посту премьер-министра (который при парламентской форме правления сконцентрирует в своих руках всю полноту власти в республике) сменит Серж Саргсян. При этом не исключено, что Саргсян акцентирует свое внимание на вопросах безопасности и внешней политики, а экономикой продолжит заведовать Карен Карапетян в качестве первого вице-премьера.
Ведь судя по заявлениям действующего президента, он доволен работой Карапетяна во главе правительства.
И единственный вопрос заключается лишь в том, согласится ли Карен Карапетян, неоднократно заявлявший о своей готовности продолжить выполнение функций премьер-министра и после апреля 2018 года, вместо кресла премьер-министра занять кресло вице-премьера. Даже первого.